Как организовать персонифицированный учет лекарственных препаратов

Направление: Медицинские учреждения Бюджетные учреждения НИИ
Организация персонифицированного учета лекарственных препаратов является необходимым условием для создания удобной автоматизированной системы управления медицинским учреждением. Персонифицированный учет помогает оптимизировать фактические расходы по отделениям, сохранять и предоставлять информацию по использованию медицинских препаратов и их остаткам в отделениях, в том числе при оказании платной медицинской помощи, а также систематизировать фактические затраты и контроль, минимизировать финансовые издержки.

Персонифицированный учет (ПУ) - детализированный учет расхода лекарственных препаратов (ЛП) на каждого пациента. ПУ регламентирован приказом Минздравсоцразвития РФ от 25 января 2011 г. №29н. «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования», при этом приказ не детализирует форму ведения отчетности.

Цели Персонифицированного учета (ПУ)

  1. Определить фактические затраты на каждый случай оказания медицинской помощи.
  2. Оценить реальный расход отделений в том числе с учетом источников финансирования: для оценки эффективности расхода ЛП в отделении, для планирования ЛП на следующий год.
  3. Предоставить информацию об использованных лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании платных медицинских услуг.

Необходимые условия для организации ПУ

  1. Автоматизированный складской учет.
  2. Наличие МИС (медицинская информационная система).
  3. Команда разработчиков (для осуществления необходимых доработок на стороне заказчика).
  4. Руководитель проекта со стороны заказчика.
  5. Готовность сотрудников на местах к увеличению трудозатрат.

Основные инструменты для автоматизации ПУ:

  1. Формирование назначения врача (МИС).
  2. Исполнение назначения врача (МИС).
  3. Перемещение товаров для списания на пациента на пост.
  4. Списание товаров на пациента по назначению врача.

Проблема

Организация списания лекарственных препаратов на пациентов

Решение

Корректное списание ЛП на пациентов, является основой персонифицированного учета лекарственных средств. Рассмотрим решение этой проблемы на примере программных продуктов 1С:Медицина. Больничная аптека и 1С:Медицина. Больница. Формирование назначения врача осуществляется в медицинской информационной системе МИС (рис. 1), где указывается препарат, способ применения, график назначения. Исполнение назначения врача устанавливается отметкой в системе о выданном препарате, осуществляется постовой медицинской сестрой (рис. 2).

01 назначен.jpg

Рис. 1 Пример формирования назначения врача


02 подбор.jpg

Рис. 2 Подбор товаров


03 исполнен.jpg

3. Исполнение назначения

Перемещение товаров для списания на пациента (рис. 4), осуществляется старшей медицинской сестрой со склада на пост, далее с поста происходит списание товаров на пациента (рис. 5). В типовой версии конфигурации списание проводится документом «Списание по назначению врача». При этом системой под списание подбирается товар по остаткам (рис. 6) в первую очередь с наименьшим сроком годности, что позволяет оптимизировать расход препаратов. Также система отражает возникающие расхождения (например, если остатка ЛП на посту для списания недостаточно).

04 перемещ.jpg

Рис. 4 Перемещение товаров между отделениями


05 заполн по остатк.jpg

Рис. 5 Списание по назначению врача


06 заполн по ост.jpg

Рис. 6 Списание по остаткам

Для оценки эффективности есть возможность сравнить количество препаратов, списанных на пациентов и на отделения. При необходимости списать товар не на пациента, а на отделение списание осуществляется через документ «Внутреннее потребление товаров в отделении» (рис. 7).

07 внутр потр.jpg

Рис. 7 Внутреннее потребление товаров в отделении

Проблема:

Совмещение процессов исполнения и списания по назначению врача

Решение:

В случае возникновения необходимости совмещения данных процессов, возможно внедрение доработки конфигурации. Для осуществления одновременного исполнения назначения врача и списания назначенных товаров, данная доработка конфигурации отображает для постовой сестры установленные назначения, а также факт их выполнения/отсутствия выполнения. Постовой сестрой отмечается факт выполнения и автоматически система фиксирует списание лекарственных препаратов (рис. 8).   

08 пост стацион.jpg

8. Пост отделения

Возможные сложности при автоматизации процесса списания ЛП:

  1. МИС и Больничная аптека на разных платформах и обслуживаются разными командами разработчиков.
  2. Медицинская информационная система отсутствует или нет возможности интеграции с ней.
  3. Единицы измерения при назначении врача не соответствуют форме выпуска препарата.
  4. Источник финансирования пациента и источник финансирования препарата не совпадает.
  5. Остатки, не списанные на пациентов, а также препараты, купленные пациентами.
  6. Не все препараты подвергаются ПУ.

Организация персонифицированного учета лекарственных препаратов возможна как для всех препаратов, используемых в учреждении, так и для группы препаратов (например, только для дорогостоящих ЛП). Персонифицированный учет осуществляется на базе программных продуктов 1С и настраивается для каждой организации индивидуально, исходя из потребностей и особенностей работы каждого медицинского учреждения. Предлагаемые нами программные продукты от компании 1С позволяют осуществлять необходимую доработку и имеют гибкие настройки для удовлетворения возникающих запросов и потребностей наших заказчиков.