Рассмотрим последние обновления в нормативах и законодательстве на 2022/2023 год, регламентные документы, подготовку к сдаче годовой отчетности (включая аудит базы, инвентаризацию), а также исправление ошибок прошлых лет.
Изменения в законодательстве в 2022 г.
Основные изменения в нормативных документах в 2022 г.:
вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность», утв. Приказом Минфина России от 30.10.2020 № 255н
внесены изменения в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н
внесены изменения в Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (Приказ Минфина России от 24.09.2021 № 133н – на 2022 год. Приказ Минфина России от 08.09.2022 № 137н -на 2023 год)
С 01.01.2022 приказом Минфина России от 19.11.2021 № 187н и приказом Минфина России от 21.03.2022 № 40н внесены изменения в Порядок № 85н:
Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемая в 2023 году (от 09.06.2022);
Приказ Минфина России от 24.05.2022 № 82н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (зарегистрирован 30.06.2022 № 69085).
Приказ Минфина России от 21.03.2022 № 40н «Прочая закупка товаров, работ и услуг» подпункт 48.2.4.4 Порядка 85н был дополнен следующими расходами:
плата за содержание жилого помещения (включая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт, потребляемые коммунальные ресурсы), взносы на капитальный ремонт и иные услуги, включенные в счета организаций, управляющих МКД;
возмещение доли затрат арендодателя (ссудодателя) по расчетам с поставщиками энергетических и (или) коммунальных ресурсов;
возмещение арендодателям (ссудодателям), располагающим собственной котельной, затрат на отопление, содержание котельной, иных затрат, возмещение которых предусмотрено договором аренды, а также иные аналогичные возмещения организациям, которые не являются поставщиками энергетических и (или) коммунальных ресурсов;
оплата поставки дизельного топлива, мазута, угля, дров;
оплата заправки автотранспорта, работающего на газомоторном топливе и бытовых газовых баллонов на заправочных станциях, осуществляющих розничную продажу газа;
оплата договоров холодного водоснабжения, водоотведения (с учетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения);
оплата услуг сезонных истопников.
Приказ Минфина России от 21.03.2022 № 40н «Закупка энергетических ресурсов» в абзаце втором подпункта 48.2.4.7 Порядка № 85н уточнено, что по КВР 247 отражается оплата счетов, выставленных в рамках следующих договоров:
поставки энергетических ресурсов - электроэнергии, газа природного и сжиженного (кроме заправки автотранспорта, работающего на газомоторном топливе, и бытовых газовых баллонов на заправочных станциях, осуществляющих розничную продажу газа);
теплоснабжения и поставок горячей воды.
Таким образом, расходы по оплате счетов за потребленную горячую воду вне зависимости от названия договора следует отражать по КВР 247. Об этом ранее сообщалось в письме Минфина России от 28.01.2022 № 02-05-10/5847. При этом по КВР 247 учитываются только расходы по договорам поставки энергетических ресурсов, расходы по остальным договорам относятся на КВР 244.
Приказ Минфина России от 08.09.2022 № 137н. о разграничении безвозмездных поступлений, на текущие и капитальные, уточнено условие отнесения поступлений, перечислений к капитальным или текущим, если целями предоставления средств предусматриваются (планируются) как капитальные вложения, так и расходы текущего характера (п. 7 Порядка № 209н):
если на капитальные вложения предусматривается 80% и более от общего объема предоставляемых средств, перечисления (поступления) носят капитальный характер;
если достоверно определить долю средств на капитальные вложения и текущие расходы невозможно, перечисления (поступления) признаются текущими.
Приказом Минфина России от 08.09.2022 №137 также внесены изменения в доходные и расходные коды, в коды по поступлению и выбытию финансов, уточнена структура КОСГУ (рис. 1-4).
|
Рис. 1 Изменения в доходных кодах. |
|
Рис. 2 Изменения в расходных кодах. |
|
Рис. 3 Изменения в расходных кодах и кодах по поступлению/выбытию финансов. |
|
Рис. 4 Структура КОСГУ (уточнение). |
С 01.01.2022 вступили в силу следующие стандарты государственного сектора:
Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2020 г. № 310н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Биологические активы».
Письмо Минфина РФ от 29 ноября 2021 г. № 02-07-07/96775 Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Биологические активы».
Приказ Минфина РФ от 30 октября 2020 г. № 255н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Консолидированная бухгалтерская отчетность».
Приказ Минфина РФ от 29 сентября 2020 г. № 223н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам».
Приказ Минфина РФ от 30 октября 2020 г. № 254н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Метод долевого участия».
Письмо Минфина РФ от 11.11.2022 № 02-06-07/110108 «Об отражении организациями бюджетной сферы в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни, возникающих при исполнении договоров (контрактов) (сдаче результатов поставок (работ, услуг) и принятии таких результатов согласно документу о приемке)».
Согласно статье 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ поставленный товар, выполненная работы или оказанная услуга принимаются заказчиком в порядке и в сроки, установленные контрактом. При электронных закупках приемка может занимать до 20 рабочих дней со дня поступления соответствующего документа (например, товарной накладной, счета-фактуры). В этом случае датой приемки товара, работы, услуги считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком (ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
При отражении фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета пропуски или изъятия не допускаются (ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Поэтому момент поступления в учреждение материальных ценностей от поставщика должен быть зафиксирован в учете, даже если он не совпадает с фактом приемки товара:
Дебет 0 105 00 000, 0 106 00 000 Кредит 0 401 60 000 – поступил товар в учреждение
Дебет 0 401 60 000 Кредит 0 302 00 730 – приняты денежные обязательства по факту приемки поставленного товара
Изменения в программном продукте «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» редакция 2.0.
В соответствии с требования Минфина РФ были внесены изменения в программный продукт «1С:БГУ». Соответствующие типовые операции были реализованы в конфигурации «1С:БГУ» начиная с релиза 2.0.88.35 (рис. 5-7).
Согласно Письма Минфина от 11 ноября 2022 г. # 02-06-07/110108 обязательно отражение операций потребления услуг/работ за отчетный период, соответствующий периоду фактического потребления (независимо от периода выставления счета за услуги/работы).
|
Рис. 5 Типовые операции |
|
Рис. 6 Пример типовой операции в «1С:БГУ». |
|
Рис. 7 Проводки типовых операций. |
Заполнение раздела 7 декларации по НДС.
В программном решении «1С:БГУ» редакции 2.0 (2.0.88.35) реализовано заполнение раздела 7 декларации по НДС. В соответствии с порядком заполнения декларации по НДС операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, отражаются в разделе 7 декларации по НДС.
В соответствии с приказом Минфина, ФНС от 24 мая 2021 г. № ЕД-7-15/513 налогоплательщики применяющие льготы по НДС, отражаемые в 7 разделе Декларации по НДС, вправе вместе с декларацией представить реестр подтверждающих документом по рекомендованной в письме форме. В программе предусмотрено автоматическое заполнение реестра документов, подтверждающих льготу по НДС.
Для хранения кодов операций, используемых для заполнения раздела 7 декларации НДС, и заполнения реестров документов был разработан Справочник «Коды операций 7 Декларации по НДС» (рис. 8).
|
Рис. 8 Заполнение раздела 7 декларации по НДС. |
Для активации автоматического заполнения данного раздела в справочнике «Договора» или в номенклатуре указывается код об освобождении от уплаты НДС по данным услугам и далее формируется документ и заполняется декларация по НДС (9-11).
|
Рис. 9 Заполнение раздела 7 декларации по НДС. Номенклатура. |
|
Рис. 10 Формирование документа раздела 7 декларации по НДС. |
|
Рис. 11 Автоматическое формирование декларации. |
Подготовка к сдаче годовой отчетности.
Аудит информационной базы на основе программного решения «1С:БГУ» включает в себя анализ оборотов счета и подготовку к годовой отчетности.
Этапы аудита информационной базы.
- Технологический анализ.
- Корректировка учета через «Помощник корректировки учета ОС».
- Обороты счета 401.10,401.20 и 109.
- Анализ субконто (проверка соответствия кодов экономической классификации, соответствие типа контрагента КЭК, договоров) (рис. 12-13).
- Анализ субконто проверка (дебиторской и кредиторской задолженности).
|
Рис. 12 Проверка соответствия кодов. |
|
Рис. 13 Анализ субконто. |
Помимо этого, наша компания предлагает подготовку в составлении учетной политики организации:
Некассовые операции.
В соответствии с письмом Минфина России от 13.02.2020 №02-06-10/10061 «Оплата государственного контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю государственного контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями государственного контракта.»
В программном решении «1С:БГУ» редакция 2.0 (2.0.88.35) с целью обособления в учете бюджетных и автономных учреждений и автоматического отражения в отчетности некассовых операций в план счетов добавлена группа забалансовых управленческих счетов НКО «Некассовые операции»:
НКО.01 «Некассовые операции по взаимозачетам, кроме расчетов с прочими дебиторами и кредиторами (210.05 и 304.06)»
НКО.02 «Некассовые операции по расчетам с прочими дебиторами (210.05)»
НКО.03 «Некассовые операции по расчетам с прочими кредиторами (304.06)»
На счете НКО.01 ведется учет по КПС и КЭК, прикреплено субконто «Договоры»
На счетах НКО.02 и НКО.03 не ведется учет по КБК и КЭК, нет субконто
При этом рекомендовано заполнение в ручном режиме для некассовых операций с применением счета 304.06.
Начиная с версии 2.В.14.5 комплекта отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по приказу Минфина №33н, реализовано заполнение некассовых операций по данным за балансовых счетов группы НКО при использовании соответствующих правил заполнения в отчетах:
Ф. 0503737 Отчет об исполнении плана ФХД (действует с 2020 г.)
Ф. 0503738 Отчет об обязательствах (действует с 2019 г.)
Ф. 0503738-НП Отчет об обязательствах
Ф. 0503775 Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (действует с 2018 г)
Рассмотрим особенности некассовых операций.
К ним относятся удержание казенным учреждением неустойки из обеспечения государственного контракта и перечисление в доход бюджета (в учете администратора доходов), бюджетных и автономных средств и т.д. (рис. 14 - 16).
|
Рис. 14 Некассовые операции. |
Удержание неустойки из обеспечения государственного контракта и перечисление в доход бюджета в учете бюджетных и автономных средств.
|
Рис. 15 Некассовые операции. |
|
Рис. 16 Некассовые операции. |
Отражение неустойки, штрафных санкций в налоговом учете.
НДС.
Штрафные санкции, которые получает продавец (исполнитель) от покупателя (заказчика) по договору, по общему правилу не облагаются НДС. Такие суммы не связаны с оплатой товаров (работ, услуг) пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, письма Минфина России от 09.02.2021 №03-07-05/8311, от 26.10.2020 №03-07-11/93098, от 07.02.2017 № 03-07-08/6476, от 30.10.2014 № 03-03-06/1/54946, Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11144/07.
Налог на прибыль.
Согласно части 3 статьи 250 НК РФ доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба признаются внереализационными доходами налогоплательщика.
В программе «1С: БГУ 8» редакции 2 внереализационные доходы отражаются по кредиту счета Н91.01. В справочнике «Прочие доходы и расходы» предусмотрен отдельный вид «штрафы/пени и неустойки по хозяйственным договорам к получению».
Перечисление средств во временном распоряжении в бюджет вследствие невостребованности данных средств в течение срока исковой давности.
Методика перечисления отражена в Письме Минфина России от 09.09.2021 № 02-06-10/73380. Нормами статей 196, 197 Гражданского кодекса установлены общий и специальные сроки исковой давности с учетом положений статей 202 и 205 данного кодекса.
В соответствии с положениями пункта 371 Инструкции № 157н операции по списанию невостребованных контрагентом средств обеспечения исполнения государственного контракта на забалансовом счете 20 «Задолженности, не востребованная кредиторами» не отражается. Указанные средства продолжают учитываться на балансе до истечения срока исковой давности.
Согласно пункту 5 статьи 220.1 Бюджетного кодекса РФ случаи и порядок возврата или перечисления средств, поступающих во временное распоряжение получателей бюджетных средств, устанавливаются Правительством РФ, в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 356.
Удержание неустойки из обеспечения контракта:
- Перечисление средств во временном распоряжении в бюджет вследствие невостребованности данных в течение срока исковой давности (рис. 17)
|
Рис. 17 Перевод средств по истечении срока исковой давности. |
- Учет обеспечения контракта, невостребованного поставщиком (рис. 18)
|
Рис. 18 Учет обеспечения контракта, невостребованного поставщиком. |
Безвозмездные поступления и передачи и их особенности.
Изменения в классификации при безвозмездным поступлении и передачи денежных средств. Письмо Минфина РФ от 27.09.2022 № 02-07-07/93188 оговаривает какие из счетов КВР и КОСГУ применяются для счетов 304.04 (рис. 19).
|
Рис. 19 Новые КВР и КОСГУ |
Соответствие аналитических групп КДБ 191-199 и видов расходов 801-809 (рис. 20, 21)
|
Рис. 20 Соответствие аналитических групп |
|
Рис. 21 Соответствие аналитических групп |
Таким образом, с 01.01.2022 в операциях по безвозмездным передачам НФА изменились КБК по безвозмездному поступлению НФА:
по счету 304.04 применяются КПС вида КДБ с аналитическими группами КДБ 191-199 статьи «Безвозмездные неденежные поступления», вместо применяемых ранее КПС вида КРБ с «000» в 15-17 разрядах;
по счету 401.10 применяются КПС с аналитическими группами КДБ 191-199 статьи 190 «Безвозмездные неденежные поступления», вместо применяемых ранее КПС с аналитической группой КДБ 180 «Прочие доходы»;
субъектам бюджетного учета (казенным учреждениям и органам власти/местного самоуправления) – с указанием в 1 – 17 разрядах номеров счетов 0 401 10 19Х, 0 304 04 ХХХ кода доходов 000 2 07 10000 00 0000 19Х с детализацией по подстатьям, элементам доходов кода вида доходов бюджетов, а также с детализацией АнКВД 190 на элементы 191 – 199.
По безвозмездным передачам НФА:
по счету 304.04 применяют КПС вида КРБ с видами расходов 801 - 809, вместо применяемых ранее КПС вида КРБ с «000» в 15-17 разрядах;
по счету 401.20: применяются КПС вида КРБ с видами расходов 801 – 809, вместо применяемых ранее КПС вида КРБ с «000» в 15 – 17 разрядах.
Коды доходов при льготной аренду с 2022 г. Приложение 1 к приказу Минфина России от 08.06.2021 № 75н (ред. от 17.11.2021) «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (рис 22).
|
Рис. 22 Коды доходов бюджетов |
Инвентаризация. Особенности заполнения за 2022 год.
Порядок проведения инвентаризаций устанавливается субъектом учета в рамках формирования его учетной политики согласно:
федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденному приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н;
федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденному приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н;
инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2020 № 157 н.
Учреждение при разработке порядка проведения инвентаризации при необходимости может использовать отдельные положения «Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (Приказ Минфина России от 13.06.1995 №49). Данный документ носит рекомендательный характер и не относится к нормативно-правовому акту.
Проверка расчетов с дебиторами в рамках годовой инвентаризации.
При принятии решения о проведении инвентаризации расчетов с дебиторами руководитель учреждения издает приказ (распоряжение), в котором указывается:
даты начала и окончания инвентаризации;
виды расчетов, подлежащие инвентаризации;
причины проведения инвентаризации;
состав инвентаризационной комиссии.
До начала проверки инвентаризационной комиссией совместно с бухгалтерией подготавливается:
инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0505089) (отдельные инвентаризационные описи по долговым обязательствам);
инвентаризационную опись расчетов по поступлениями (ф. 0504091).
По окончании инвентаризации выявленные расхождения обобщаются в ведомости расхождений по результатам инвентаризации, составляется акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
Приказом Минфина России от 15.04.2021 №61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и Методических указаний по их формированию и применению) утверждены:
решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439);
акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (ф. 0510436);
решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (ф. 0510445).
С 2022 года данный приказ применяют казенные учреждения в случае ведения бюджета учета уполномоченной организацией. Остальные учреждения смогут применять этот приказ с 1 января 2023 года, либо ранее если это будет прописано в учетной политике организации (п. 6 Приказа №61н).
Проведение проверки расчетов с дебиторами
Инвентаризация расчетов с дебиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность (за балансовый счет) и на счетах бухгалтерского учета (рис. 23).
|
Рис. 23 Счета бухгалтерского учета |
В ходе проверки инвентаризационная комиссия должна установить:
- Соответствие положений учетной политики в части расчетов с дебиторами нормам действующего законодательства и нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет в учреждениях бюджетной сферы.
- Правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, учтенной на соответствующих балансовых счетах, включая суммы задолженности по недостачам и хищениям.
- Суммы просроченной дебиторской задолженности, в том числе задолженности, по которой истек срок исковой давности.
- Правильность и обоснованность списания с балансового учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности.
До начала инвентаризации учреждение вправе провести сверку расчетов с дебиторами несмотря на то, что в нормативных правовых актах об этом прямо не сказано. В ходе такой сверки проводится сверка данных сторон, а также проверка обоснованности выявленных расхождений. Состояние расчетов проверяется по каждому дебитору.
В случае если в результате инвентаризации выявлена неподтвержденная либо просроченная дебиторская задолженность, соответствующая информация отражается:
по поступлениям – в графах 5, 6 инвентаризационной описи (ф. 0504091);
по расчетам с покупателями и прочими дебиторами – в графах 5, 6 раздела 1 инвентаризационной описи (ф. 0504089).
В отношении сомнительной задолженности, учтенной на забалансовом счете 04, составляется отдельная инвентаризационная опись.
Инвентаризация по счетам 401 40, 401 50, 401 60 - рис. 24.
|
Рис. 24 Инвентаризация по счетам 401 40, 401 50, 401 60 |
Инвентаризация кредиторской задолженности.
В процессе проведения инвентаризации расчетов с кредиторами каждый выявленный факт кредиторской задолженности должен быть подтвержден соответствующим контрагентом. Для этого составляются и заверяются акты сверки расчетов. Форма акта сверки расчетов не унифицирована, устанавливается Учетной политикой организации.
Осуществляется проверка документов:
документы, подтверждающие ликвидацию юридического лица;
документы, подтверждающие смерть физического лица;
документы, подтверждающие «прощение» долга, отказ от возврата переплаты;
документы, подтверждающие право требования для восстановления кредиторской задолженности на балансе.
Формы первичных электронных документов и Методические указания по их формированию утверждены Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н. Учреждения могут применять новые электронные формы с 01.01.2023 г. или раньше, если это закреплено в учетной политике организации.
Если у организации на конец года есть закрытые и неисполненные денежные обязательства, то инвентаризацию необходимо проверять по счетам санкционирования. По показателям счетов санкционирования 501 00 «Лимиты бюджетных обязательств», 502 00 «Обязательства», 503 00 «Бюджетные ассигнования» формируются данные следующих форм отчетности:
отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников;
финансирования дефицита бюджета, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
отчета о бюджетных и денежных обязательствах получателей средств федерального бюджета и администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0503129);
сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175).
В целях соответствия перечисленных форм необходимо проведение инвентаризации на счетах 501 00, 502 00, 503 00.
Учреждение должно самостоятельно разработать порядок проведения инвентаризации на счетах 501 00, 502 00, 503 00 и закрепить в учетной политике. Формы инвентаризационных описей и порядок их заполнения утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Специальной унифицированной формы инвентаризационной описи по счетам санкционирования нет.
Для счетов 501 00, 502 00, 503 00 компанией «Первый Бит» разработана Карточка учета прогнозных (плановых) назначений по соответствующим счетам Плана счетов. В программном решении «1С:БГУ» данная карточка не автоматизирована, так как не утвержден вариант бланка печатной формы. Мы предлагаем вариант формирования такой карточки и ее печатную форму, которая будет автоматически заполняться (рис. 25).
|
Рис. 25 Карточка учета сметных назначений. |
Изменения в регламентных документы закрытия года.
В программном решении «1С:БГУ» редакции 2 предусмотрено закрытие документов через раздел «Документы закрытия года», а также инструмент «Помощник закрытия периода», с помощью которого производится анализ документов перед закрытием (включая неоплаченные остатки денежных обязательств, списание расходов/доходов и т.д.), балансовых счетов и формированием регламентированной отчетности.
Исправление ошибок прошлых лет (отражение в отчетности казенных и бюджетных учреждений).
Ошибкой в бухгалтерской отчетности считается пропуск и/или искажение, возникшее при ведении бухгалтерского учета и/или формировании бухгалтерской отчетности в результате неправильного использования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности (п. 27 Стандарта).
Исправление выявленной ошибки производится в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью (п. 28 Стандарта). По счетам санкционирования исправление ошибок прошлых лет не осуществляется. Примеры исправления ошибок прошлых лет – рис. 26, 27.
|
Рис. 26 Исправление ошибок прошлых лет. |
|
Рис. 27 Исправление ошибок прошлых лет. |
Исправительные операции по балансовым счетам отражаются в отдельном регистре – Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) с признаком «Исправление ошибок прошлых лет» (п. 17 Методических рекомендаций).
Приказом Минфина России от 15.06.2020 № 103н в состав регистров учета (Приложение № 3 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н) включен журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071).
Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н утвержден новый регистр бухгалтерского учета Журнал операций по забалансовому счету (ф. 0509213).
Форма 0503173/0503773
В разрядах 1 – 17 номера счета отражается аналитический̆ код по классификационному признаку поступлений и выбытий, соответствующий̆ разрядам 4 – 20 кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов. Изменение кодов (составной̆ части кода) бюджетной̆ классификации может повлечь уточнение номера счета. В таком случае исходящие остатки по счетам учета нужно в межотчетный период перенести на соответствующие аналитические счета, содержащие код (составные части кода) бюджетной̆ классификации, применяемый̆ с текущего финансового года.
При этом значения показателей̆ в группировочных строках сведений (ф. 0503173, 0503373, 0503773) не увеличиваются (не уменьшаются), но по аналитическим счетам, включенным в эти строки, показатели изменяются в межотчетный период. Это нужно отразить:
- в сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168, 0503368, 0503768);
- в сведениях по дебиторской̆ и кредиторской̆ задолженности (ф. 0503169, 0503369, 0503769);
- в графе 9 сведений (ф. 0503173, 0503373, 0503773) по коду причины 06 указывается значение, равное нулю (в формате 0,00).
Возвраты прошлых лет.
Возврат из ФСС РФ задолженности прошлых лет в учете казенного учреждения (администратора доходов).
Поступления в доход бюджетов от возврата дебиторской̆ задолженности прошлых лет, сформированной получателем бюджетных средств, отражаются по подстатье 136 КОСГУ (п. 9.3.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 No 209н, далее - Порядок No 209н). Эта подстатья применяется в увязке со статьей̆ 130 аналитической̆ группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 No 85н). Для учета расчетов применяется счет 209 36 (п. 220 Инструкции No 157н, п. 85 Инструкции No 162н).
Учитывая положения Инструкции No 162н, учреждение как администратор доходов может применить следующие корреспонденции счетов:
дебет КДБ 1 209 36 561 Кредит КРБ 1 303 02(302.66,302.65) 73Х – отражена задолженность перед бюджетом в размере компенсации расходов;
дебет КДБ 1 210 02 136 Кредит КДБ 1 209 36 661 – зачислена на счет администратора доходов бюджета сумма компенсации расходов (п. 86 Инструкции No 162н).
В соответствии с п. 13.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 No 209н (далее - Порядок No 209н), п. 62.4.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 No 85н, поступления бюджетных (автономных) учреждений от возврата дебиторской̆ задолженности прошлых лет по ранее произведенным расходам отражаются по статье 510 "Поступления на счета" КОСГУ и статье 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" аналитической̆ группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.
Возвраты прошлых лет (в части параметров сдачи годовой отчетности) регламентирует Совместное письмо Минфина и Казначейства РФ от 12.12.2022 No 02-06-07/121653 No 07-04-05/02-31103, согласно которому требования в 2022 г. остались без изменений.
Ошибки в формах и как их избежать.
Форма 0503169 (рис. 28)
|
Рис. 28 Форма 0503169. |
Форма 0503769 (рис. 29)
|
Рис. 29 Форма 0503169. |
Контрольные соотношения (рис. 30-33):
|
Рис. 30 Контрольные соотношения. |
|
Рис. 31 Контрольные соотношения |
|
Рис. 32 Контрольные соотношения для счета 30406 |
|
Рис. 33 Контрольные соотношения, требующие пояснений. |
Показатели справки (ф. 0503110) по номерам счетов аналитического учета счета 1 401 10 100 можно не детализировать при раскрытии информации:
о сформированном ГРБС размере участия собственника имущества в государственном (муниципальном) учреждении – счет 1 11 09000 00 0000 000 1 401 10 172;
об изменении кадастровой̆ стоимости земельных участков, финансовом результате от оценки финансовых и нефинансовых активов – счет 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 176;
о принятии на учет нефинансовых (финансовых) активов по результатам инвентаризации, принятии на учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вовлеченных в хозяйственный̆ оборот – счет 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 199;
об уменьшении объема финансовых вложений (в т. ч. в уставные фонды ГУПов) – счет 1 11 09000 00 0000 120 1 401 10 172;
о признанных ссудодателем доходах от предоставления права пользования активом – счета 1 11 00000 00 0000 000 1 401 10 121, 1 11 00000 00 0000 000 1 401 10 122, 1 11 00000 00 0000 000 1 401 10 123.
Доход от поступлений средств государственного задания от бюджетных (автономных) учреждений в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля отражается по номеру счета 2 03 01099 01 0000 150 1 401 10 153 (для федерального бюджета).
Показатели по номерам счетов аналитического учета счета 1 401 20 000 с нулями в разрядах 5 – 17 могут быть:
у ссудополучателя – по амортизации права пользования активом, принятым к учету в качестве объектов аренды на льготных условиях (XX XX 00000 00000 000 1 401 20 224);
у ссудодателя – по предоставлению права пользования активом на льготных условиях (XX XX 00000 00000 000 1 401 20 24X, XX XX 00000 00000 000 1 401 20 25X).
Контроль допустимости значений отраженных показателей̆ для Отчета ф.0503110 в части КБК доходов Отражение АГПВД 194, 195 по счетам 140110189, 140110191, 140110195 во всех разрезах ф. 0503110 недопустимо
Показатели справки (ф. 0503110) по номерам счетов аналитического учета счета 1 401 10 100 можно не детализировать при раскрытии информации:
о сформированном ГРБС размере участия собственника имущества в государственном (муниципальном) учреждении – счет 1 11 09000 00 0000 000 1 401 10 172;
об изменении кадастровой̆ стоимости земельных участков, финансовом результате от оценки финансовых и нефинансовых активов – счет 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 176;
о принятии на учет нефинансовых (финансовых) активов по результатам инвентаризации, принятии на учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вовлеченных в хозяйственный̆ оборот – счет 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 199; ▪ об уменьшении объема финансовых вложений (в т. ч. в уставные фонды ГУПов) – счет 1 11 09000 00 0000 120 1 401 10 172;
о признанных ссудодателем доходах от предоставления права пользования активом – счета 1 11 00000 00 0000 000 1 401 10 121, 1 11 00000 00 0000 000 1 401 10 122, 1 11 00000 00 0000 000 1 401 10 123.
Доход от поступлений средств государственного задания от бюджетных (автономных) учреждений в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля отражается по номеру счета 2 03 01099 01 0000 150 1 401 10 153 (для федерального бюджета).
Показатели по номерам счетов аналитического учета счета 1 401 20 000 с нулями в разрядах 5 – 17 могут быть:
у ссудополучателя – по амортизации права пользования активом, принятым к учету в качестве объектов аренды на льготных условиях (XX XX 00000 00000 000 1 401 20 224);
у ссудодателя – по предоставлению права пользования активом на льготных условиях (XX XX 00000 00000 000 1 401 20 24X, XX XX 00000 00000 000 1 401 20 25X).
По формам 0503121/0503721 внесены незначительные изменения. Добавлено заполнение строки 372 (ф. 0503712) в части не материальных активов (уменьшение стоимости прав пользования активами отражается по строке 372 отчет, в т.ч. с учетом показателей (кредитовых оборотов) счетов 0 106 60 000 и 0 114 60 000. Дебетовые обороты по счету отражаются со знаком «минус». Аналогично формируются данные по строке 372 отчета (ф. 0503721). Не включаются обороты по принятию неисключительного права пользования НМА на учет по стоимости произведенных вложений, а также обороты по внутреннему перемещению, реклассификации прав пользования НМА. При отражении таких операций в учете показатели по подстатьям статьи 450 КОСГУ не формируются. Такой порядок формирования показателей предусмотрен также для строк 321, 322 отчета (ф. 0503721).
Форма 0503125. Формирование Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125 по кодам КОСГУ 251, 189, 191, 195) (таблица исключений рис. 34).
|
Рис. 34 Таблица исключения взаимосвязанных оборотов. |
Формирование Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125 по коду счета 1 401 20 241, 1 401 20 281, 1 401 10 189, 1 401 10 191, 1 401 10 195) (внутрибюджетные расчеты) (таблица исключений рис. 35).
|
Рис. 35 Таблица исключения взаимосвязанных оборотов. |
Для счета 304 06 правила заполнения остались без изменений (обязательными остаются реквизиты организации, код по сводному реестру, ИНН, главы по БК) (рис. 36, 37). Формирование Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125 по коду счета 0 304 06 000).
|
Рис. 36 Формирование Справки. |
|
Рис. 37 Формирование Справки. |
Формирование Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125 по коду счета 0 304 04 000) осуществляется автоматически, на основании указанных ранее данных, предусмотрена расшифровка автозаполнения (рис. 38). При этом для формирования форм ХХХ125, по безвозмездным передачам необходимо руководствоваться Реестром участников бюджетного процесса (а также юридических лиц, не являющимся участником бюджетного процесса).
|
Рис. 38 Формирование Справки. |
Форма 0503725 заполняется только по счетам 304 06, и составляется с нарастающим итогом с начала финансового года на основании данных, отраженных на отчетную дату, при этом данная форма составляется раздельно по каждому коду счета и раздельно по видам финансового обеспечения.
Сведения ф. 0503168/768 (рис. 39)
В разделе 2 «Нефинансовые активы, составляющие имущество казны» Отчета ф. 0503168 /0503768 внесены изменения в нумерацию кодов строк.
В графу 7 «Оприходовано неучтенных (восстановлено в учете)» разделов 1 и 2 Отчета ф. 0503168/0503768 отражаются не только объекты, выявленные по результатам инвентаризации, но и прочие ранее не учтенные объекты, на основании дебетовых оборотов по счетам учета НФА в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 199 «Прочие не денежные безвозмездные поступления» (например, получены объекты ОС в результате НИОКР; оприходованы материальные запасы, остающиеся в учреждении по результатам ремонтных работ, демонтажа НФА).
В раздел 3 «Движение материальных ценностей̆ на забалансовых счетах» отчета ф. 0503168/0503768 внесены изменения в нумерацию кодов строк. Добавлены забалансовые счета:
- счет 03 «Бланки строгой̆ отчетности» (код строки 820);
- счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» (код строки 840);
- счет 21 «Основные средства в эксплуатации» (код строки 850) с обособлением иного движимого имущества.
|
Рис. 39 Сведения форм 0503168/0503768 |
Изменения в законодательстве с 01.01.2023 г.
Единый налог.
14.07.2022 г. был подписан Федеральный закон № 262-ФЗ, которым предусматривается, с 01.01.2023 уплата почти налогов, сборов, страховых взносов всех организаций и физлиц (в т. ч. ИП) единым налоговым платежом.
Распределение поступивших средств в счет исполнения обязательств осуществляется Налоговой инспекцией. Налог на профессиональный̆ доход (НПД), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается как единым налоговым платежом, так и отдельно. Отдельно от единого налогового платежа уплачиваются (пп. «а» п. 17 ст. 1 Закона No 263-ФЗ):
государственная пошлина, в отношении уплаты которой̆ судом не выдан исполнительный̆ документ (государственная пошлина, в отношении которой̆ суд выдал исполнительный̆ документ, уплачивается в качестве единого налогового платежа);
НДФЛ, уплачиваемый̆ иностранным работником, осуществляющим трудовую деятельность по найму на основании патента (ст. 227.1 НК РФ).
ЕНП (единый налоговый платеж) – это денежные средства, которые налогоплательщики, плательщики сбора, страховых взносов, налоговые агенты перечисляют в бюджет на единый̆ налоговый̆ счет для исполнения налоговой̆ обязанности, а также (п. 2 ст. 1 Закона No 263-ФЗ):
зачисленные в результате возмещения (предоставления вычета) суммы налога;
денежные средства, взысканные налоговой̆ инспекцией̆;
поступления от иного лица в связи с зачетом суммы денежных средств в соответствии со ст. 78 НК РФ;
денежные средства, зачисленные в результате отмены (полностью или частично) зачета денежных средств в счет исполнения предстоящей̆ обязанности по уплате налога (сбора, страхового взноса);
проценты, начисленные налоговой̆ инспекцией̆, за излишне взысканные денежные средства;
излишне уплаченные налогоплательщиком суммы НДФЛ (фиксированный̆ авансовый̆ платеж иностранца), НПД и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и зачисленные на счет по заявлению об их возврате.
На едином налоговом счете, который̆ с 01.01.2023 будет открыт для каждой̆ организации и физлица, помимо ЕНП учитывается совокупная обязанность: общая сумма налогов, авансовых платежей̆, сборов, страховых взносов, пеней̆, штрафов, процентов, которую обязана уплатить организация или физлицо и сумма налога, подлежащая возврату в бюджет (за исключением НДФЛ, уплачиваемого иностранным работником, осуществляющим трудовую деятельность по найму на основании патента; государственная пошлины, в отношении уплаты которой̆ судом не выдан исполнительный̆ документ).
В результате на едином налоговом счете формируется сальдо, которое может быть:
положительным (ЕНП больше совокупной̆ обязанности). При формировании положительного сальдо не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения обязанности по заявлению;
отрицательным (ЕНП меньше совокупной̆ обязанности);
нулевым (ЕНП равен совокупной̆ обязанности).
по запросу организации или физлица налоговая инспекция обязана предоставить справку (пп. «а» п. 7 ст. 1 Закона No 263-ФЗ):
о сальдо единого налогового счета на текущую дату (в течение 5 рабочих дней̆);
о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа (в течение 5 рабочих дней̆);
об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней̆, штрафов, процентов (в течение 10 рабочих дней̆).
Осуществление уплаты налогов.
Денежные средства (ЕНП) перечисляются организацией и физлицами на единый налоговый счет, при этом в платежном поручении достаточно указать сумму и ИНН. Перечислить ЕНП можно как при наступлении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, так и заранее. Заплатить может иное лицо, но оно не может требовать возврата уплаченных сумм (п. 9 ст. 1 Закона No 263-ФЗ).
Единый налоговый платеж учитывается налоговой инспекцией в следующем порядке:
недоимка (погашение осуществляется начиная с наиболее ранней̆);
налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы (с момента возникновения обязанности по их уплате);
пени, проценты, штрафы.
В случае если денежных средств ЕНП недостаточно для исполнения обязанности по платежам с совпадающими сроками уплаты, зачитывать будут пропорционально. Обязанность по уплате налога считается исполненной̆ (частично исполненной̆):
со дня перечисления денежных средств в качестве ЕНП или со дня признания денежных средств в качестве ЕНП;
со дня, на который̆ приходится срок уплаты налога, зачтенного по заявлению в счет предстоящей̆ обязанности по его уплате;
со дня учета на едином налоговом счете совокупной̆ обязанности, если есть положительное сальдо;
со дня зачета сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета;
со дня перечисления денежных средств не в качестве ЕНП в счет исполнения обязанности по уплате НПД и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
со дня удержания налоговым агентом сумм налога.
Уведомление об исчисленных налогах.
Приказом ФНС России от 02.11.2022 No ЕД-7-8/1047 утверждена форма и формат уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей̆ по налогам, сборов, страховых взносов.
В случае если налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы требуется уплачивать до представления декларации или расчета (либо представление декларации (расчета) не требуется), налогоплательщики, плательщики сборов, страховых взносов, налоговые агенты должны представить в налоговую инспекцию уведомление об исчисленных суммах (предоставить необходимо не позднее 25го числа месяца, по которому установлен срок уплаты).
Обращаем ваше внимание, что в 2023 году уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей̆, страховых взносов можно представлять в налоговую инспекцию в виде распоряжений на перевод денежных средств в бюджет. Это возможно, если ранее указанные уведомления в налоговые органы не представлялись (ч. 12 и ч. 14 ст. 4 Закона No 263-ФЗ). Из распоряжения на перевод денежных средств должно быть ясно (ч. 16 ст. 4 Закона No 263-ФЗ):
в какой̆ бюджет перечисляются денежные средства;
каковы сроки уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей̆ обязанности.
Есть свои особенности для организаций и предпринимателей̆, которые являются налоговыми агентами по НДФЛ. В уведомлении они указывают суммы НДФЛ, исчисленные и удержанные за период с 23-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором подано уведомление, по 22-е число текущего месяца. В отношении сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных за период с 23 декабря по 31 декабря уведомление представляется не позднее последнего рабочего дня года.
В программном решении «1С:БГУ 2.0» «Уведомление об исчисленных налогах» отсутствует, запланировано к реализации в течении года.
В случае возникновения переплаты, положительное сальдо единого налогового счета можно зачесть (п. 36 ст. 1 Закона No 263-ФЗ):
в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней̆, штрафов и (или) процентов;
в счет исполнения предстоящей̆ обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса);
в счет исполнения решений налоговых органов (в т.ч. решения о привлечении к ответственности, решения вышестоящего налогового органа, отменяющего (изменяющего) решение налогового органа) либо погашения задолженности по налогам, сборам государственной̆ пошлины (в отношении уплаты которой̆ судом выдан исполнительный̆ документ), по которым истек срок взыскания до вступления в силу судебного акта.
Форму и формат заявления о распоряжении путем зачета должна утвердить ФНС России. Зачет переплаты налоговая инспекция проводит не позднее дня, следующего за днем поступления заявления.
После 01.01.2023 не будет рассматриваться заявление о зачете излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога, сбора, страховых взносов, пеней̆, штрафов, если оно подано до 31.12.2022 (включительно) и налоговая инспекция до 31.12.2022 (включительно) не приняла решение о зачете (п. 2 ч. 8 ст. 4 Закона No 263-ФЗ).
Формирование единого налогового счета по декларациям после 01.01.2023 г.
Если декларации (расчеты) (в т.ч. уточненные, по налогам, сборам, страховым взносам, срок уплаты которых истек до 31.12.2022) представлены после 01.01.2023, суммы учитываются при формировании сальдо единого налогового счета вместе с пени.
При этом необходимо учитывать следующее (ч. 7 ст. 4 Закона No 263-ФЗ):
если подача деклараций (расчетов) привела к увеличению налоговой обязанности (со сроком уплаты до 31.12.2022) и на 01.01.2023 есть отрицательное сальдо единого налогового счета, то пени рассчитываются на неуплаченную на дату подачи деклараций (расчетов) сумму за период с установленного срока уплаты налога, сбора, страхового взноса до 01.01.2023;
если подача деклараций (расчетов) привела к увеличению налоговой̆ обязанности (со сроком уплаты до 31.12.2022) и на 01.01.2023 есть положительное или нулевое сальдо единого налогового счета, пени рассчитываются на сумму к уплате (доплате) за минусом положительного сальдо (на дату представления деклараций, расчетов) и налога на прибыль, излишне уплаченного в региональный̆ бюджет, зачтенного в счет будущих платежей̆. Пени рассчитываются за период с установленного срока уплаты налога, сбора, страхового взноса, обязанность по которым не исполнена полностью в срок, и до 01.01.2023. Вычитаемые суммы используются только один раз.
Изменения сроков уплаты налогов и представления отчетности с 2023 г.
В связи с введением единого налогового платежа с 01.01.2023 изменятся сроки уплатыбольшинства налогов, авансовых платежей̆ по ним, страховых взносов, а также сроки представления отчетности. Они будут едиными (ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 No 263-ФЗ, далее – Закон No 263-ФЗ). При этом НДС за налоговый̆ период в общем случае необходимо уплачивать равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ).
Налог на прибыль
Сроки уплаты налога на прибыль по итогам налогового периода и авансовых платежей̆ с 2023 года не изменятся. Как и сейчас, налог за год необходимо будет уплачивать не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом. Организации, которые уплачивают ежемесячные и ежеквартальные авансовые платежи с 2023 года, уплачивают авансы в те же сроки, что и сейчас (п. 1, 4 ст. 287 НК РФ, п. 3 ст. 289 НК РФ), а ежемесячные платежи – не позднее 28-го числа каждого месяца отчетного периода. Квартальные авансовые платежи:
за 1-й квартал – не позднее 28 апреля
за полугодие – не позднее 28 июля
за 9 месяцев – не позднее 28 октября
В эти же сроки должны перечислять авансы организации, которые уплачивают только ежеквартальные авансовые платежи. Те, кто уплачивает ежемесячные авансы по фактической̆ прибыли, продолжат перечислять их не позднее 28 числа месяца, который̆ следует за истекшим отчетным периодом.
Однако срок подачи отчетности по налогу на прибыль с 2023 года изменится. Представить декларацию за налоговый̆ период (календарный̆ год) в налоговую инспекцию необходимо будет не позднее 25 марта следующего года (пп. «б» п. 23 ст. 2 Закона No 263-ФЗ). Сейчас крайний̆ срок – 28 марта (п. 4 ст. 289 НК РФ). Новый̆ срок для представления деклараций (расчетов) за отчётный̆ период – не позднее 25 календарных дней̆ со дня окончания соответствующего отчетного периода (сейчас – не позднее 28 календарных дней̆).
Декларацию по налогу на прибыль за 2022 год следует представить не позднее 27 марта 2023 года. Налог за 2022 год уплачивается не позднее 28 марта 2023 года (ч. 2 ст. 5 Закона No 263-ФЗ, п. 1 ст. 287 НК РФ, п. 4 ст. 289 НК РФ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Агентский НДФЛ.
НДФЛ агентами выплачивается строго не позднее даты, следующей за датой удержания налога. С 01.01.2023 срок перечисления НДФЛ налоговым агентом меняется, но по-прежнему зависит от даты удержания налога. Перечислить налог (пп. «а» п. 13 ст. 2 Закона No 263- ФЗ), если налог удержан с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего, потребуется не позднее 28-го числа текущего (речь идет об удержании НДФЛ с 23 января по 22 декабря).
Удержанный̆ с заработной платы НДФЛ за декабрь 2022 года (выплаченный в декабре 2022 года), необходимо перечислить в бюджет по прежним правилам, то есть не позднее следующего рабочего дня после удержания налога (п. 4, 6 ст. 226 НК РФ).
Срок представления отчетности налоговыми агентами также изменится. Форму 6-НДФЛ за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев нужно будет представить не позднее 25-го числа следующего за истекшим периодом месяца, а за год – не позднее 25 февраля следующего года. Сейчас форма подается не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, а за год – не позднее 1 марта следующего года (п. 2 ст. 230 НК РФ, пп. «б» п. 17 ст. 2 Закона No 263-ФЗ). Форму 6-НДФЛ за 2022 год необходимо представить не позднее 27 февраля 2023 года (ч. 2 ст. 5 Закона No 263-ФЗ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Транспортный̆ налог, земельный̆ налог, налог на имущество организаций.
Уплата этого вида налога осуществляется в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим. Авансовые платежи осуществляются в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 383 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).
Сроки уплаты с 2023:
налог по итогам года – не позднее 28 февраля следующего года (пп. «а» п. 45, п. 48, пп. «а» п. 52 ст. 2 Закона No 263-ФЗ);
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Декларацию по налогу на имущество по итогам налогового периода организации должны представить не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (сейчас – не позднее 30 марта) (пп. «а» п. 49 ст. 2 Закона No 263-ФЗ, п. 3 ст. 386 НК РФ). Напомним, декларации по транспортному и земельному налогу организации не представляют. Декларацию за 2022 год по налогу на имущество организации должны представить не позднее 27 марта 2023 года. Налог за 2022 год уплачивается не позднее 28 февраля 2023 года (ч. 2 ст. 5 Закона No 263-ФЗ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Страховые взносы.
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физлицам с 01.01.2023 будут исчислять страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС исходя из единой базы по общим тарифам:
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30 %
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1 %
При этом уплата страховых взносов будет единой суммой̆ за месяц в срок не позднее 28-го числа следующего календарного месяца (сейчас – не позднее 15-го числа) (пп. «а» п. 55 ст. 2 Закона No 263-ФЗ, п. 3 ст. 431 НК РФ). За декабрь 2022 года страховые взносы исчисляются по прежним основным тарифам:
- на ОМС – 5,1 %;
- на ОПС – 22 % (если выплаты в рамках предельной̆ базы) и 10 % (с выплат, превышающих предельную базу);
- на ВНиМ – 2,9 % (на выплаты, превышающие предельную базу, взносы не начисляются)
Уплатить страховые взносы за декабрь 2022 года необходимо не позднее 30 января 2023 года (ч. 2 ст. 5 Закона No 263-ФЗ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
С 2023 года база для расчета страховых взносов будет единой.
Федеральный̆ закон от 14.07.2022 No 239-ФЗ (далее – Закон No 239-ФЗ) внес ряд изменений в НК РФ, которые меняют порядок исчисления и уплаты страховых взносов с 2023 года. Устанавливается единая предельная величина базы для расчета взносов на пенсионное, медицинское и социальное страхование. Как предусмотрено действующей̆ ст. 421 НК РФ, предельные величины базы по взносам различны для взносов на пенсионное и социальное страхование. При этом для взносов на медицинское страхование такая предельная величина не установлена.
Изменения в персонифицированных отчетах в 2023 г. (рис. 40, 41)
|
Рис. 40 Изменения в персонифицированных отчетах в 2023 г. |
|
Рис. 41 Изменения в персонифицированных отчетах в 2023 г. |
Электронный документооборот.
С 2023 года в бюджетных организациях электронный оборот является обязательным к реализации. Программное решение «1С:БГУ 2.0» предусматривает:
полностью реализованный электронный документооборот;
базу по всем электронным документам, регламентированных Приказом № 61н, а также документы согласно обновленным регламентам вплоть до 2024 г.;
возможность подписи (включая обычную и электронную подпись).
Стандарт «Концептуальные основы» пункт 24:
«Правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, устанавливаются с учетом особенностей̆ организации ведения бухгалтерского учета в учреждении (централизованной̆ бухгалтерии).»
Стандарт «Концептуальные основы» не содержит определение понятия «документооборот». Такое понятие закреплено в Федеральном стандарте бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (утв. приказом Минфина России от 16.04.2021 No 62н), далее - ФСБУ 27/2021:
«под документооборотом в бухгалтерском учете понимается движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской̆ (финансовой̆) отчетности, помещения в архив) (пп. «б» п. 2 ФСБУ 27/2021).
Для реализации внутреннего электронного документооборота необходимо подробно прописать график документооборота и процессы (карты) оформления каждого вида документов: какие именно сотрудники в соответствии со своими должностными обязанностями (с учетом замены на случай отпуска, болезни, командировки и т.п.), в какой̆ последовательности, в какой̆ срок оформляют документы данного вида (какие разделы документа), проверяют их, вносят дополнительные данные (сведения), утверждают и заверяют их своими электронными подписями.
В целях методологического сопровождения первого применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина России от 15.04.2021 No 61н, письмом Минфина России от 01.12.2021 No 02-07-07/98091 доведены Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году унифицированных форм электронных первичных документов, далее - Методические рекомендации по переходу (рис. 42).
|
Рис. 42 Методические рекомендации по переходу на электронный документооборот. |
При использовании электронного документооборота к программе бухгалтерского учета должны быть подключены (рис. 43):
бухгалтеры;
сотрудники договорного, планового отделов;
лица, ответственные за сохранность имущества, подотчетные лица;
члены инвентаризационных комиссий, комиссий по поступлению и выбытию активов;
руководители подразделений, согласующие и утверждающие документы, и др.;
работники субъекта учета, ответственные за совершение факта хозяйственной̆ жизни, за его оформление электронным первичным учетным документом, за соответствие содержащихся в электронном документе данных фактам хозяйственной̆ жизни.
|
Рис. 43 Схема интеграции в организациях электронного документооборота на основе «1С:БГУ». |
Новые формы электронных документов:
Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н внесены изменения в приложения 1 – 5 к приказу Минфина России от 15.04.2021 No 61н. Поправки применяются при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета учреждений с 1 января 2024 года либо ранее, если это предусмотрено учетной̆ политикой̆ учреждения (единой учетной̆ политикой̆ при централизации учета).
Федеральное казначейство при ведении бюджетного учета в рамках переданных полномочий отдельных федеральных органов исполнительной̆ власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений применяет приказ с 1 января 2023 г. Перечень унифицированных форм электронных первичных учетных документов дополнен (рис. 44):
актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0510448);
накладной̆ на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0510450);
требованием-накладной̆ (ф. 0510451);
актом приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452);
извещением о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453);
заявкой̆-обоснованием закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (ф. 0510521). Перечень электронных регистров бухгалтерского учета дополнен двумя формами: карточкой̆ капитальных вложений (ф. 0509211) и карточкой̆ учета права пользования нефинансовым активом (0509214).
В приказе Минфина России от 30.03.2015 No 52н для многих форм электронных первичных документов есть аналоги (рис. 45):
акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);
накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102);
требование-накладная (ф. 0504204).
|
Рис. 44 Внутреннее ЭДО. Формы приказа № 61н. |
|
Рис. 45 Внутреннее ЭДО. Формы приказа № 61н, № 62н. |
Резервирование материалов.
В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (начиная с версии 2.0.85) предусмотрена возможность резервирования материальных запасов на время согласования документа по их списанию.
Данная функция позволяет зарезервировать материальные запасы (МЗ), предназначенные к выдаче или списанию, без отражения списания в бухгалтерском учете на время согласования документа.
Резервирование предусмотрено в документах:
акт списания материалов;
акт списания мягкого и хозяйственного инвентаря;
ведомость на выдачу МЗ на нужды учреждения;
накладная на отпуск материалов на сторону, накладная на реализацию продукции и товаров (Торг-12).
Резервировать возможно как количество материальных запасов, так и количество вместе с суммой (их стоимостью). Возможность резервирования материальных запасов активируется в «Настройках параметров учета» (раздел «Администрирование»).