Обзор нормативной базы за 29.07-4.08.2019

Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

Закон о бухучете изменен: будьте внимательны!

26 июля 2019 года Президентом был подписан Федеральный закон № 247-ФЗ, который внос весьма важные изменения в Закон о бухучете. Большинство изменений, внесенные в Закон о бухучете, затрагивают учреждения бюджетной сферы. Теперь именно так – бюджетная сфера – следует говорить о совокупности государственных (муниципальных) учреждений, органов власти и органов управления государственными внебюджетными фондами РФ. Очевидно, что используемый ранее термин «государственный сектор» не прижился.

Часть изменений, определяющих условия ведения бухгалтерского учета в учреждениях бюджетной сферы, требует развития в подзаконных нормативных документах. Вероятно, что такие документы появятся, скорей всего, уже в следующем году.

Согласно пункту 12 стандарта «Учетная политика» (утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н) изменение законодательства РФ о бухучете является основанием для изменения учетной политики. Поэтому главным бухгалтерам нужно внимательно изучить положения Закона о бухучете в редакции Федерального закона № 247-ФЗ и скорректировать соответствующие положения учетной политики своего учреждения.

Более подробно об изменениях в Законе о бухучете тут.

Важные изменения

Федеральным законом от 26.07.2019 № 237-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Эти изменения актуальны, в частности, для учреждений образования. Теперь в случае блокировки счета учреждения смогут производить выплату стипендий студентам-очникам, материальной помощи и других выплат. Этот закон вступает в силу с 6 августа этого года.

Приняты Федеральные законы, регламентирующие контроль в бюджетной сфере:

  • от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита»;
  • от 26.07.2019 № 203-ФЗ «О внесении изменения в статью 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части совершенствования парламентского контроля».
Оба документа вступают в силу с 6 августа текущего года.


Закупки

Правительство РФ постановлением от 27.07.2019 № 973 внесло изменения в ряд своих нормативных документов. И теперь с 7 августа текущего года, в частности:

  • установлен запрет взимания операторами электронных площадок платы за предоставление лицу, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, первичных учетных документов, предусмотренных законодательством о бухучете и составленных в форме электронного документа;
  • предусмотрено размещение в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, электронного образа бумажного документа, созданного, в том числе, посредством его сканирования, или в форме электронного документа, если документ сформирован в электронном виде;
  • признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» в связи с исключением обязанности по составлению заказчиками отдельного отчета об исполнении контракта и его размещению в ЕИС в сфере закупок.


Внесены и другие изменения. Минфин России приказом от 10.04.2019 № 55н утвердил новый Порядок формирования идентификационного кода закупки.

Согласно ПРОЕКТУ очередных изменений, в Закон № 44-ФЗ предлагается обязать заказчиков включать в контракты обязательное условие о проведении заказчиком своими силами или с привлечением лабораторий, испытательных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации, лабораторных исследований (экспертиз) закупаемого продовольствия или продукции общественного питания.

Бухгалтерский учет

В письме от 05.07.2019 № 02-08-05/49655 Минфин разъяснил, что профвзносы и суммы по исполнительным листам от судебных приставов, удержанные из зарплаты, нужно учитывать на аналитических счетах счета 30400 «Прочие расчеты с кредиторами».

В письме от 04.07.2019 № 02-08-05/49558 Минфин указал, что расходы на покупку пломбы-наклейки для опечатывания помещения надо отражать по подстатье 346 КОСГУ. При этом необходимо использовать счет 105 06 «Прочие материальные запасы».

В письме от 07.2019 N 02-08-05/48683 Минфин пояснил, что отражение расходов на матзапасы зависит от их экономического содержания и функционального назначения. И, если учреждение приобретает или изготавливает стройматериалы, то их следует отражать:

  • по подстатье 344 КОСГУ - если строительные работы не связаны с капвложениями (например, производится текущий ремонт здания);
  • подстатье 346 КОСГУ - если ремонтируется движимое имущество - объекты нефинансовых активов (мебель и т.п.);
  • подстатье 347 КОСГУ - при капвложениях (в рамках капремонта с реконструкцией).

В письме от 20.06.2019 № 02-05-10/45200 Минфин рассмотрел ситуацию по оплату учреждением задолженности по решению суда и других судебных издержек:

  • оплату кредиторской задолженности по контракту - по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ;
  • уплату пеней и штрафов по контракту - по КРВ 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» в увязке с подстатьей 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»;
  • возмещение истцу судебных издержек (в том числе по уплате госпошлины) - по КРВ 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» в увязке с подстатьей 297 «Иные выплаты текущего характера организациям».
В письме от 18.06.2019 N 02-05-10/44746 Минфин сообщил, что затраты, возмещенные работнику, следует отражать по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» в увязке с подстатьей КОСГУ:

  • 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» - в части суточных;
  • 226 «Прочие работы, услуги» - в части иных расходов (например, проезд, проживание, затраты на обеспечение участия в мероприятии сопровождаемых студентов, спортсменов).

Однако если подотчетные суммы выдаются командированному сотруднику на закупку услуг, то расходы на их оплату учитывают по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьями КОСГУ, соответствующими экономическому содержанию осуществляемых операций.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 238-ФЗ внесены изменения в порядок законодательство, регулирующее применение ККТ. В частности, такая техника должна обеспечивать формирование запросов о коде маркировке и уведомлений о реализации маркированного товара, их шифрование и передачу оператору системы маркировки через оператора фискальных данных. Также вводится обязанность оператора фискальных данных вести журнал учета документов, полученных от ККТ и переданных оператору маркировки, а также данных, полученных от оператора маркировки и переданных в ККТ. Закон вступает в силу 6 августа 2019 года.