Закон о бухучете: что изменилось с 26 июля

Автор:Шихов Антон
Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

26 июля текущего года Закон о бухгалтерском учете действует в новой редакции. И хотя большинство изменений были ожидаемы, «картинка» в части ведения бухгалтерского учета учреждениями бюджетной сферы теперь несколько иная.

Прошло полгода

О проекте изменений в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете) мы рассказывали еще в январе. И вот 26 июля 2019 года Президентом был подписан Федеральный закон № 247-ФЗ, согласно которому все изменения обрели законную силу. За небольшим исключением изменения были приняты в том виде, как они предполагались проектом.
Большинство изменений, внесенные в Закон о бухучете, затрагивают учреждения бюджетной сферы. Теперь именно так – бюджетная сфера – следует говорить о совокупности государственных (муниципальных) учреждений, органов власти и органов управления государственными внебюджетными фондами РФ. Очевидно, что используемый ранее термин «государственный сектор» не прижился.

Часть изменений, определяющих условия ведения бухгалтерского учета в учреждениях бюджетной сферы, требует развития в подзаконных нормативных документах. Вероятно, что такие документы появятся, скорей всего, уже в следующем году. Однако, уже сейчас руководителям и бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений есть над чем задуматься.

Руководителю и главному бухгалтеру

Важные изменения Законом № 247-ФЗ внесены в статью 7 «Организация и ведение бухгалтерского учета» Закона о бухучете. Теперь согласно пункту 1 статьи 7 Закона о бухучете бюджетным законодательством могут быть установлены случаи, когда ведение бухучета и хранение документов будет организовываться иначе, то есть - не руководителем экономического субъекта. А согласно пункту 3.1 этой статьи порядок передачи полномочий по ведению бухучета и представлению отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством РФ.

Эти положения статьи 7 Закона о бухучете несколько перекликается с изменениями в стандарт «Концептуальные основы» (утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н), внесенные приказом Минфина от 10.06.2019 № 94н. Данные изменения устанавливают порядок формирования единой учетной политики централизованной бухгалтерией, в случае передачи учреждениями ей полномочий по ведению бухучета и составлению отчетности. Очевидно, что ЦБ будет самостоятельно разрабатывать свою учетную политику, которая станет единой для всех обслуживаемых ею учреждений. А руководитель учреждения вынужден будет принять условия ЦБ и вряд ли сможет как-то влиять на ее единую учетную политику. Однако положения пунктов 1 и 3.1 статьи 7 Закона о Бухучете еще должны найти развитие в бюджетном законодательстве.

В новой редакции Закона о бухучете требования пункта 4 статьи 7 Закона о бухучете теперь распространяются и к главным бухгалтерам учреждений бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений. То есть такой главбух должен:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет из последних пяти календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Обратите внимание! С 26 июля этого года главному бухгалтеру для наведения порядка будет недостаточно только устного замечания провинившимся работникам. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 9 Закона о бухучете для всех работников экономического субъекта обязательны к исполнению требования главбуха в письменной форме. Вероятно, если рассматривать учетную политику, как такое требование в письменной форме, то, этого вполне достаточно для реализации главбухом своих полномочий. Однако в самой учетной политике нужно четко прописывать все те требования, которые главбух сочтет обязательными для работников учреждения.

Эти и другие изменения в Закон о бухучете подтверждают курс государства на упорядочение бухгалтерского учета в учреждениях бюджетной сферы, а также по формирование нормативной основы для централизации учетных полномочий.

Что теперь делать?

Согласно пункту 12 стандарта «Учетная политика» (утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н), изменение законодательства РФ о бухучете является основанием для изменения учетной политики. Поэтому рекомендуем главным бухгалтерам внимательно изучить положения Закона о бухучете в редакции Федерального закона № 247-ФЗ и скорректировать соответствующие положения учетной политики своего учреждения. И хотя согласно пункту 13 данного стандарта в этом случае не требуется согласия учредителя, все же целесообразно узнать его мнение по этому поводу.