Обзор нормативной базы за 8.04-14.04.2019

Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

Бухгалтерский учет и отчетность

На сайте Минфина в разделе «Документы» 9 апреля опубликованы уведомления о внесении изменений в федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора экономики. Всего выложено 18 таких уведомлений. При желании можно направить предложения об изменениях по указанному в уведомлении адресу. Многие из стандартов, указанных в уведомлениях, должны вступить в силу с 1 января 2020 года, но уже в этом году претерпят изменения. Утверждение приказов по изменениям согласно планам Минфина ожидается III квартале.

Минфин России в письме от 14.03.2019 № 02-05-10/17199 дает разъяснения о порядке сопровождения организованных групп. Так, если для сопровождения группы физлиц и обеспечения их участия в спортивном или ином мероприятии привлекается физлицо, не являющееся сотрудником учреждения, то расходы на выплату ему денежных средств нужно отражать по КВР 113. А в случае, когда для такого сопровождения командирован собственный работник и это сопровождение является целью командировки, используется КВР 244.
На сайте Минфина 8 апреля размещена очередная таблица соответствия КВР и КОСГУ, которую учреждениям следует использовать с 1 января. Основные изменения следующие:

  • при закупке бланков строгой отчетности по КВР 242, применяйте 349 КОСГУ;
  • приобретая молоко или другие продукты "вредникам" по КВР 244, используйте 214 КОСГУ;
  • КВР 330 применяйте в увязке с 212 КОСГУ;
  • пособие временно отстраненному от должности обвиняемому отражайте по КВР 831 в увязке с 262 КОСГУ;
  • с КВР 853 в части расходов, связанных с обслуживанием государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями их долговых обязательств, используйте 233 КОСГУ, а не 231.

По некоторым из указанных изменений Минфин давал разъяснения в письмах, которые упоминались в прошлых обзорах. Кроме того, из таблицы убрали примечание к увязкам КВР 134 с 222 КОСГУ и КВР 321 с 296 КОСГУ.

В письме от 13.03.2019 № 02-02-08/16259 Минфин России сообщил, что передача главными администраторами бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе в централизованную бухгалтерию, не предусмотрена. Однако ГАБС в целях осуществления внутреннего финансового аудита вправе запрашивать информацию, связанную с ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности, у централизованной бухгалтерии.
12 апреля на сайте Минфина размещен приказ от 28.02.2019 № 31н о внесении изменений в Инструкцию по бюджетной  отчетности № 191н, который прошел госрегистрацию 11 апреля 2019 года № 54342. Таким образом, этот приказ вступит в силу с 22 апреля!

Судебная практика

Показатели отчетности, на которые еще лет пять-десять назад никто не обращал внимания, теперь становятся причиной административных наказаний и судебных споров. Бухгалтерам необходимо более ответственно относиться к требованиям инструкций, чтобы не оказаться в неприятной ситуации. Наглядный тому пример – постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.03.2019 по делу № А53-20898/2018. Согласно материалам дела казначеи проверили ФХД казенного учреждения и установили, что:

  • на балансе учреждения по счету 20500 «Расчеты по доходам» числилась дебиторка с истекшим сроком исковой давности, которую учреждение не списало на забалансовый счет 04. Это привело к искажению показателей баланса (ф. 0503130) и справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах более чем на 10%;
  • результаты годовой инвентаризации финансовых обязательств учреждение не учло в годовом отчете, что также привело к искажению показателей баланса (ф. 0503130) более чем на 10%.

Учреждение пыталось сопротивляться и убеждать проверяющих и суд в несущественности этих искажений. Однако суд согласился с проверяющими. Он установил, что дебиторская задолженность по счету 20531 числится более трех лет и у учреждения отсутствуют документы, подтверждающие основания возникновения принятой к учету задолженности. При этом учреждение не инициировало процедуру списания задолженности на забалансовый счет, хотя это требовалось вне зависимости от того, есть ли решение комиссии учреждения о таком списании.
В отношении инвентаризации суд установил, что она была назначена приказом учреждения в июле и должна была завершиться до 31 декабря. Однако приказ по результатам инвентаризации был издан только в марте следующего года, поэтому они были отражены в учете только в мае. Суд отклонил доводы учреждения о том, что акт совместной сверки расчетов с налоговой был подписан только в феврале, а инвентаризационная опись составлена в марте. Результаты инвентаризации требовалось отразить в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.