Обзор нормативной базы за 4.03-10.03.2019

Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

Январское

В письме от 29.01.2019 № 02-05-10/4935 Минфин сообщил, что хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки и др.) и канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни и др.) относят к категории «Прочие материальные запасы». И их приобретение следует отражать по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.

Разъяснения актуальное, хотя и запоздалое. Ведь, введя в формах отчетности строки «в том числе оборотных» и «в том числе внеоборотных», Минфин смутил немало бухгалтеров. Но данные разъяснения представляются недостаточными, поскольку при определенных обстоятельствах лампочки, мыло и тому подобное вполне может быть внеоборотным (долгосрочным) активом. Отнесение активов к той или иной категории должно определяться особенностями деятельности учреждения и регулироваться учетной политикой учреждения.


В письме от 17.01.2019 № 02-06-05/1886 Минфин предложил доходы от платы за наем и плату за коммунальные услуги, которая возмещена сотрудниками, проживающими в общежитии, отражать в бухучете следующими записями:

  • дебет 0 20529 560 кредит 0 40110 129 - плата за наем;
  • дебет 0 20934 560 кредит 0 40110 134 - плата за возмещение стоимости коммунальных услуг.

Следует иметь в виду, что Минфин в этом письме сослался на Указания № 65н, которые утратили силу. С 1 января 2019 года действует Порядок № 209н. Поэтому раз речь идет о работниках, то вместо статьи 560 КОСГУ в номере счета с 2019 года следует указывать подстатью 567 КОСГУ.
В письме от 14.01.2019 № 02-07-10/1982 Минфин попробовал разъяснить порядок определения справедливой стоимости объекта, полученного безвозмездно в рамках договора безвозмездного пользования между организациями государственного сектора.

Основные предложения Минфина можно изложить в нескольких тезисах:
  1. Минфин считает целесообразным ссудополучателям запрашивать для целей бухгалтерского учета информацию о стоимостных оценках передаваемого имущества у ссудодателя.
  2. И если информация о стоимостных оценках передаваемого имущества не предоставлена передающей стороной, то справедливая стоимость права пользования таким активом может быть определена ссудополучателем одним из методов определения начальной (максимальной) цены контракта, установленных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, как если бы учреждение планировало взять в аренду указанное имущество.
  3. В соответствии с едиными правилами бухгалтерского учета отражение на счетах Единого плана счетов объектов учета в условной оценке - один объект, один рубль - допускается в случае невозможности (отсутствия) получения данных о стоимости замещения объектов учета. При этом после получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объекту нефинансового актива (материальной ценности), отраженному на дату признания в условной оценке, комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости такого объекта.


Странно, что Минфин предлагает ссылаться на НМЦК, которая может измениться при заключении контракта. Кроме того, стоимость имущества - это далеко не то же самое, что право пользования активом. А возможность оценки активов (то есть имущества, учтенного на балансе!) по одному рублю за штуку – совсем что-то новое!

В письме от 25.01.2019 № 02-05-10/4416 Минфин указал, что его мнению, если учреждение возмещает расходы на уплату налогов (например, налога на имущество организаций, земельного налога), то затраты следует показать по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с КОСГУ:

  • 229 "Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами" - если расходы возмещены по договору аренды земельного участка;
  • 224 "Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)" - в иных случаях.


В этом письме придраться не к чему, но хорошо бы, чтоб такое мнение Минфин высказывал пораньше, где-то в декабре, то есть в период планирования расходов, а не когда сметы и ПФХД уже утверждены.

Мартовское

Тема налогов получила продолжение в письме Минфина от 05.03.2019 № 02-06-07/14096. В данном письме Минфин указал, что объектами налогообложения с 1 января 2019 года признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. То есть налогообложение имущества связано с принятием актива к бухгалтерскому учета на баланс в качестве объекта основных средств в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.
При этом в случае отражения в бухгалтерском учете информации о полученном объекте финансовой аренды на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства", который был включен в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций лизингодателем, в целях исключения двойного налогообложения стоимость данного объекта в состав налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций лизингополучателем не включается.

Текущее

С 11 марта 2019 года для представления бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений за 2018 год применяются обновленные форматы. Об этом сообщается в письме ФНС России от 01.03.2019 N ПА-4-6/3632@ «О внесении изменений в письмо ФНС России от 16.07.2018 № ПА-4-6/13687@».
ФНС России в своей информации сообщает об изменении требований к минимальным версиям браузеров для личных кабинетов юрлиц и ИП, соответствующей стандарту ГОСТ Р 34.10-2012. Рекомендовано проверить версии интернет-браузеров и при необходимости обновить их до следующих версий:

  1. Internet Explorer не ниже 11;
  2. Яндекс браузер не ниже 19.3;
  3. Спутник не ниже 4.1.2583.0.