Справка для оценочного значения

Автор:Шихов Антон
Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

В следующем году бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо будет отражать в учете новый объект – оценочные значения. Соответствующие требования содержатся в федеральных стандартах и инструкциях по бухгалтерскому учету и отчетности. Но для полного бухгалтерского «счастья» не хватает одного – учетного документа, который будет основанием для необходимых учетных записей.

Показатели баланса

Понятие «оценочное значение» было введено Федеральным стандартом «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», (утв. приказом Минфина России от 31.12.2017 № 274н, далее – СГС УП). А согласно проектам изменений в бухгалтерскую и бюджетную отчетность, представленных Минфином на общественное обсуждение в начале ноября, оценочные значения должны стать одним из балансовых показателей. Напомним, что к  оценочным значениям, в частности, относятся:

  • величины резервов;
  • доходы и расходы будущих периодов;
  • величины стоимости нефинансовых активов;
  • иные значения показателя, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.
Согласно изменениям, планируемым Минфином, одним из самых существенных изменений в структуре балансов как в ф. 0503130, так и в ф. 0503730, стало перемещение в другие разделы балансов показателей из раздела IV «Финансовый результат»:

  • Доходы будущих периодов (040140000), Резервы предстоящих расходов (040160000) в раздел III «Обязательства»;
  • Расходы будущих периодов (040150000) в раздел I «Нефинансовые активы».

В действующей редакции Баланса ф. 0503130 и Баланса ф. 0503730 эти показатели присутствуют в пассиве в разделе IV «Финансовый результат», лишь расшифровывая значение показателя «Финансовый результат экономического субъекта (040100000)». Более подробно о планируемых изменениях в бухгалтерской и бюджетной отчетности читайте здесь

Обоснование оценки

Введение СГС УП нового объекта учета требует внесение определенных изменений в локальные акты учреждений, включая учетную политику.
Обратите внимание! Согласно пункту 10 Методических рекомендаций по применению СГС УП, доведенных в Письме Минфина РФ от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее – Методические рекомендации) оценочные значения, отражаемые в бухгалтерском учете и отчетности, следует обосновывать  расчетом, прогнозом, оценочным экспертным суждением (в частности, заключением оценщика, решением комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов) и т. д. А так как комиссия по поступлению и выбытию активов у руководителя учреждения всегда «под рукой», то, вероятно, именно ей, в большинстве случаев, придется принимать решению по обоснованию оценочных значений. И хотя у данной комиссии уже достаточно обширные полномочия, но их придется еще немного расширить. Так в 2019 году в повестку заседаний комиссии по поступлению и выбытию активов необходимо включать следующие вопросы:

  • определение величины оценочных резервов;
  • определение стоимости нефинансового актива (в ряде случаев).
При этом решения комиссии должны оформляться в виде протокола, форма которого должна быть утверждена в составе учетной политики учреждений или иным локальным актом.
Если принятие этой комиссией решения по стоимости нефинансового актива не вызывает сомнений, то в отношении резервов у ее членов могут возникнуть вопросы. Но поскольку данная комиссия согласно Инструкции № 157н и стандартам учета уполномочена решать вопросы, связанные с активами учреждения, то, вероятно, она должна и принимать решения при создании резервов, связанных с активами (например, резервов на случай гарантийного ремонта и обслуживания оборудования, при принятии различных обязательств с активами и т. п.). Следовательно, соответствующие полномочия такой комиссии на 2019 год должны быть указаны в положении о комиссии или ином локальном акте, регламентирующем ее деятельность.
Также в пункте 25 СГС УП отмечено, что изменение оценочного значения отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно, и приведены соответствующие случаи, даны примеры. Но возникают вопросы:

  • кто должен принимать решение об изменении оценочного значения?
  • на основании какого документа должно приниматься такое решение?

Кроме того, в ряде случаев используется ретроспективное определение величины оценочных значений.
Вероятно, при определении величины таких объектов учета бухгалтеру следует опираться на решения уже не комиссии, а иного коллегиального органа (возможно, другой комиссии). Но в любом случае, для отражения в учете соответствующего оценочного значения на руках у бухгалтера должен быть оформленный надлежащим образом документ.
Оформление документа исключительно важно не только для отражения оценочных значений в бухгалтерском учете и отчетности, но и для их корректировки в определенных случаях.

Локальное решение

Инструкцией № 157н и другими инструкциями по учету не предусмотрено определенного первичного учетного документа для отражения операций с оценочными значениями. Для этих целей Инструкцией № 157н предлагается использовать бухгалтерскую справку ф. 0504833. Но при использовании ф. 0504833 легко упустить из виду какой-то значимый критерий или существенный показатель оценочного значения. Поэтому для отражения в учете величин оценочных значений мы разработали  свою форму Справки.
Заявки для получения формы справки оставляйте здесь.