Материальные запасы в новой в отчетности

Автор:Шихов Антон
Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

На сайте регулятора можно ознакомиться с проектами приказов по изменения в инструкции по формированию бюджетной (ID проекта 01/02/10-1800085320) и бухгалтерской (ID проекта 01/02/11-18/00085442) отчетности государственных и муниципальных учреждений. Среди многочисленных изменений, наиболее любопытными представляются изменения в показателях баланса по материальным запасам.

Планы Минфина

Согласно приказу Минфина России от 28.02.2018 № 36н еще в марте этого года планировалось принятие федерального стандарта учета для организаций госсектора «Запасы», который должен был вступить в силу с 1 января 2020 года. Но стандарт принят не был, хотя в интернете при желании можно найти проекты этого документа. Кроме того, Минфин до сих пор не представил даже в виде проекта приказы по изменениям в Инструкцию № 157н и другие инструкции по учету.
Тем не менее, нормотворческая деятельность финансового ведомства не стоит на месте и на сайте регулятора в ноябре возможным познакомиться с проектами приказов по изменения в инструкции по формированию бюджетной (ID проекта 01/02/10-1800085320) и бухгалтерской (ID проекта 01/02/11-18/00085442) отчетности учреждений. Согласно проектам, в отчетность планируется очень много изменений! Так, в совершенно новой редакции предлагаются основные формы отчетности, например, в Инструкции № 191н:

  • Баланс ГРБС и ПБС (формы 0503130);
  • Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
  • Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
  • Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164).

В Балансе теперь надо указывать в том числе «долгосрочную задолженность», но как ее определять пока неясно. А в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) может появиться новый раздел 1.1. Он будет называться «Бюджетная деятельность. Расшифровка суммы фактических расходов, фактической себестоимости выполненных работ, в части отнесения на уменьшение финансового результата текущего года».
Аналогичные изменения планируются в Инструкцию № 33н.
И хотя согласно проектам приказов Минфин вносит в инструкции как по бюджетной, так и по бухгалтерской отчетности, схожие изменения, но по ряду позиций планируемые изменения заметно различаются. Очень наглядно это видно в отношении материальных запасов.

Долгосрочные и внеоборотные

Порядок формирования показателей баланса изложен в Приложении № 1. В Приложении № 1 как к Инструкции № 191н, так и Инструкции № 33н, указано, что активы и обязательства в балансах подразделяются на:

  • долгосрочные (внеоборотные)
  • и краткосрочные (оборотные).

При разъяснениях о том, какие именно активы и обязательства следует подразумевать под долгосрочными (внеоборотными) и краткосрочными (оборотными), в приложениях не содержится.
Любопытно, что в Балансе ф. 0503130 к показателю по строке «Материальные запасы (010500000), всего» приводится уточняющий показатель «из них, долгосрочные». А в Балансе ф. 0503730 к соответствующей строке баланса приводится показатель «из них, внеоборотные». Однако, несмотря на разницу слов, смысл у этих показателей один.
Отметим, что в Балансе ф. 0503130 показатель «из них, долгосрочные» приводится и к другим строкам баланса раздела I «Нефинансовые активы», например, Права пользования активами (11140), Вложения в нефинансовые активы (10600), Расходы будущих периодов (40150).
А в Балансе ф. 0503730 показатель «из них, внеоборотные» нужно указывать к показателю по строке «Вложения в нефинансовые активы (040150000)».
Случайно это или нет, но пока, согласно проектам, структура Баланса ф. 0513130 заметно отличается от структуры Баланса ф. 0503730, хотя по смыслу балансовых показателей, как можно предположить, принципиальной разницы нет.
В целях консолидации представляется целесообразным, чтобы показатели обоих балансов как по структуре, так и по названиям, были идентичными. В противном случае, такое разночтение может стать еще одной причиной возможных ошибок при консолидации.

Термины и определения

В текущей редакции Инструкции № 157н не содержится толкования термина «внеоборотного» или «долгосрочного» материального запаса. Нет соответствующих определений и в проекте федерального стандарта учета «Запасы», как нет их, например, и в стандартах «Основные средства» и «Концептуальные основы».
Из этого можно сделать вывод, что представленные Минфином изменения в отчетность сделаны «с запасом» под будущие уточнения не только инструкций по учету, но и корректировку уже утвержденных стандартов.
Однако термин «материальные внеоборотные активы» применяется в бухгалтерском учете коммерческих организаций. К таким активам принято относить основные средства и основные фонды, вложенные в материальные объекты и ценности, которые используются в производстве, но, при этом, не расходуются в его процессе, в отличие от оборотных активов. Внеоборотные активы могут участвовать в производственном процессе неоднократно, при этом их стоимость переносится на стоимость готовой продукции постепенно в виде амортизации.
Насколько такие активы могут иметь место в учреждения госсектора - вопрос сложный. Ответ на него, вероятно, мы получим нескоро. До конца года Минфину еще предстоит утвердить изменения в инструкции по учету, а также разъяснить порядок формирования отчетных показателей по итогам 2018 года. А вот в следующем году, когда будут утверждены новые стандарты, а также внесены изменения в действующие, возможное, многое станет более понятным. 
Отметим, что общественное обсуждение проектов приказов Минфина в Инструкцию № 191н и № 33н будет происходить соответственно до 12 и 15 ноября 2018 года. Далее, вероятно, должно быть так: Минфин до конца ноября подписывает приказы, примерно до середины декабря Минюст должен их зарегистрировать. Тогда все изменения нужно будет учесть при формировании отчетности за 2018 год.  Как будет в реальности – посмотрим.