Обзор нормативной базы за 29.10-4.11.2018

Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

Закупки разных объемов

1 ноября торговый агрегатор по закупкам малого объема «Березка» должен был начать свою работу. Но буквально в последний момент Правительство своим распоряжением от 27.10.2018 № 2326-р внесло изменения в Распоряжение № 824-р. Теперь с 1 ноября 2018 года через агрегатор «Березка» следует закупать только (!) канцелярские товары. А все остальные закупки малого объема нужно будет осуществлять с 1 марта 2019 года.
Согласно приказу Федерального казначейства от 1010.2018 № 36н с 1 января 2019 года 49 федеральных министерств, служб, агентств и подведомственных им казенных учреждений переходят на ведение бюджетного учета с использованием ПО, предоставляемого Федеральным казначейством по результатам закупок, предусмотренных пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 658.
Переход осуществляется в два этапа:
1 этап - Начало оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением ПО для ведения бюджетного учета, в том числе в составе существующих автоматизированных систем;
2 этап - Начало предоставления права пользования ПО для ведения бюджетного учета посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуг облачных вычислений), выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией ПО для ведения бюджетного учета и выполнения работ, оказания услуг по установке и настройке программного обеспечения для ведения бюджетного учета.
Переход на единое ПО должно закончиться к 1 января 2020 года.

Проекты

На сайте регулятора до 12 ноября будут проходить общественное обсуждение проекты инструкции по изменения в бюджетную и бухгалтерскую отчетность. Изменений много!
Так в Инструкции № 191н в новой редакции изложены формы:

  • Баланс ГРБС и ПБС (формы 0503130);
  • Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
  • Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
  • Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164).

В Балансе теперь надо указывать в том числе «долгосрочную задолженность», но как ее определять пока неясно. А в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) может появиться новый раздел 1.1. Он будет называться "Бюджетная деятельность. Расшифровка суммы фактических расходов, фактической себестоимости выполненных работ, в части отнесения на уменьшение финансового результата текущего года".
Аналогичные изменения планируются в Инструкцию № 33н.
Некоторые нововведения наводят на мысль, что им должны предшествовать изменения в инструкциях по учету, но проектов этих инструкций на сайте регулятора пока нет. Короче, вопросов пока больше, чем приятных впечатлений.
Одновременно в Госдуме рассматривает законопроект федерального закона N 575453-7 (внесен в Госдуму 30 октября 2018 года) по внесениям изменений в Бюджетный кодекс. Согласно ему, если у учреждения или любого другого юрлица есть просроченный или неурегулированный долг перед бюджетом, субсидию (в том числе на госзадание или целевые средства) или инвестиции из этого бюджета оно не получит. Исключения смогут устанавливать правительство, региональные и местные власти.
Схожее правило до последнего времени содержалось в законе о бюджете на соответствующий год, но теперь это правило предлагают внести в БК.
Возможно, что появление показателей о долгосрочной задолженности связано с этими изменениями в БК. Если все изменения будут приняты, то на основании данных баланса можно будет судить – получит учреждение в следующем году финансирование или нет.

Бухгалтерский учет

Минфин в письме от 03.10.2018 N 02-06-10/70949 сообщил, что объект учета аренды отражают в бухучете по справедливой стоимости, которую определяют методом рыночных цен. Если данные о ценах недоступны, объект можно принять к учету в условной оценке, равной одному рублю. Однако это временная мера. Когда данные станут известны, необходимо пересмотреть балансовую стоимость. Ну и соответствующие положения Минфин пообещал учесть при ближайших изменениях стандарты.

В другом письме 03.10.2018 N 02-07-05/70859 Минфин, основываясь на судебной практике по гражданским спорам, разъяснил, что название договора не определяет природу отношений. Поэтому, чтобы классифицировать факт хозяйственной жизни и определить нормативку, на основании которой объекты признают в бухучете (СГС "Аренда" и т.д.), надо исходить из экономической сущности правоотношений, а также прав и обязанностей сторон по договору. Кроме того, нужно учитывать распорядительные акты собственника имущества. Форма договора неважна.

В последнем письме Минфин немного лукавит. В самих стандартах не все однозначно, поэтому и истолковать сущность правоотношений не всегда просто. В ряде случаев гражданское законодательство более четко объясняет суть правоотношений, но если его понимать буквально, то оно пойдет вразрез положениям стандартов.

Налоги и взносы

ФНС России приказом от 04.10.2018 N ММВ-7-21/575@ "О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@" сообщил об изменения в декларацию по налогу на имущество организаций.
Приказ следует применять с отчетности за первый квартал 2019 года.
А в письме от 26 октября 2018 N БС-4-21/20998@ ФНС России сообщило о контрольных соотношениях показателей формы налоговой декларации по земельному налогу.
ФСС РФ в информации «Листки нетрудоспособности. Электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН)» сообщает об особенностях применения электронных листков нетрудоспособности.

Судебная практика

Президиум Арбитражного суда Дальневосточного округа постановлением от 29.06.2018, с изменениями, утвержденными постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.07.2018 N 13, от 11.10.2018 N 19, обобщил судебную практику по некоторым вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
По итогам обобщения судебной практики выявлены следующие правовые позиции по проблемным для участников отношений в обозначенной сфере вопросам:

  • установление заказчиком в закупочной документации требований о предоставлении документов, не относящихся непосредственно к предмету закупки, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и ограничивает количество потенциальных участников закупки;
  • положения конкурсной документации открытого конкурса, разработанные заказчиком с учетом его потребностей, в части оценки по критериям "опыт участника" и "квалификация персонала", не противоречащие положениям Закона N 223-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", дискриминационными не являются;
  • при наличии обстоятельств, объективно подтверждающих потребность заказчика в проведении закупки определенным способом, ее проведение именно таким образом возможно при условии, если данный способ закупки предусмотрен положением о закупочных процедурах, разработанным хозяйствующим субъектом, и не противоречит общим принципам применения Закона N 223-ФЗ.

Конституционный суд РФ в постановлении от 25.10.2018 N 38-П указал, что при увольнении сотруднику нужно компенсировать все отпуска, которые он не отгулял за время работы. При этом неважно, как долго сотрудник не отдыхал. То есть неиспользованные свыше определенного срока отпуска не «сгорают».

Верховный суд РФ в определении от 17.10.2018 N 302-КГ18-16037 указал, что за счет субсидии на госзадание по образованию нельзя платить зарплату работникам столовой. Такая позиция суда актуальная для всех учреждений образования.