Новое в закупочной кампании 2019 года

Автор:Шихов Антон
Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

Система государственных закупок постоянно совершенствуется. При этом заказчикам и участникам закупок приходится учитывать не только изменения в законодательстве, но и сложившуюся экономическую ситуацию.

Непредсказуемость цен

В начале года стоимость товаров (работ, услуг) чаще всего увеличивается. Такое увеличение связано с разными факторами, но в следующем году основная его причина – рост ставки НДС с 18% до 20%.
НДС налог косвенный, его уплачивают все участники производственной цепочки на всех этапах создания товара (работы, услуги) и его последующей реализации. В итоге конечным плательщиком налога становится потребитель. Очевидно, что небольшое увеличение ставки в результате «сложения» на каждом этапе производства и реализации для потребителя преобразуется вполне ощутимое повышение цены. Особенность повышения НДС с 1 января еще в том, что цены на товары подрастут не сразу, а примерно месяца через два-три, когда поставщики распродадут прошлогоднюю продукцию со сладов.
При подготовке планов на 2019 год закупщику потребуются знания в области налогообложения, чтобы как можно точнее установить начальную максимальную цену контракта (НМЦК) в плане-графике закупок. Но, очевидно, поскольку повышение цен на большинство товаров неизбежно, то угадать НМЦК в такой ситуации затруднительно. Поэтому закупщику следует подготовиться к тому, что цена заключенного контракта будет заметно отличаться от запланированной.
Обратная сторона увеличения стоимости товаров (работ, услуг) – сокращение количества товаров (работ, услуг), закупаемых заказчиками. Оптимальным решением можно считать случай, когда учредитель увеличит финансирование учреждения на некоторую сумму, чтобы покрыть «убытки» от повышения цен на товары. Тогда заказчик может смело планировать свои закупки, ни в чем себе не отказывая. В противном случае, то есть когда объем финансирования остается на уровне прошлого года или сокращается, учреждению придется урезать свои аппетиты.
А если сократить аппетиты нельзя, то для достижения максимальной экономии выделенных средств, заказчика есть путь - выбор наиболее «коротких» закупочных процедур.

Срок исполнения контракта

Для снижения рисков ненадлежащего исполнения или неисполнения контракта целесообразно пересмотреть период действия контрактов.
В настоящее время в условиях нестабильности потенциальные контрактные партнеры не всегда настроены на продолжительные отношения, устанавливающие весьма жесткие условия обязательств. Поэтому необходимо изыскать возможности для сокращения периода исполнения обязательств – как по поставке товара (выполнению работы, услуги), так и по его оплате. Сокращение сроков исполнения контракта возможно, конечно, без нарушения условий прохождения технических процессов, сезонности, единства цикла выполнения работ, оказания услуг.
Помимо целесообразности и оптимальности сроков взаимодействия в рамках контрактных отношений, есть и законодательные ограничения по периодам, на которые могут заключаться контракты. Так, Федеральным законом от 08.03.2015 № 25-ФЗ было приостановлено действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации», вполне возможно, что аналогичные меры будут приняты и на 2019 год. 
Способ определения поставщика
Решая вопрос о выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), нельзя пренебрегать существующими законодательными ограничениями по критериям выбора закупочного способа. При этом следует стремиться к тому, чтобы сокращался разрыв между начальным и конечным этапом в цепочке: размещение извещения – сбор заявок – определение победителя – заключение и исполнение контракта. Чем ближе будут друг к другу моменты возникновения и исполнения обязательств, тем реальнее будет положительный результат закупки без обращения к административным и судебным процедурам.
Порой, можно обойтись только сокращением сроков проведения конкретных этапов закупки, не затрагивая положений по способу определения поставщика. Например, если законодательно установлен максимальный срок проведения процедуры – семь календарных дней, или три рабочих дня, это означает, что его можно сократить вплоть до одного дня. И тогда риск роста цен за период от момента обоснования цены до исполнения контракта существенно снижается.

Агрегатор «Березка»

С 1 ноября 2018 года появились новые требования к закупкам малого объема учреждений через площадку единого агрегатора торговли «Березка». Такие требования установлены распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р.
Пока под новые требования попали только закупки федеральных органов исполнительной власти (ОИВ) и подведомственных им казенных учреждений. Исключение сделано только для федеральных ОИВ силового блока. Однако Правительством рекомендовано использовать данный агрегатор ОИВ субъектов РФ и органам местного самоуправления.
Согласно пункту 1 Распоряжения № 824-р цель использования ЕАТ при закупках малого объема – совершенствование методологии определения начальной максимальной цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком. При этом учреждения-заказчики могут осуществлять закупки, минуя «Березку», но при условии, что такие закупки имеют цену существенно ниже, предложенной в рамках ЕИТ. В этом случае заказчикам следует разместить соответствующую информацию в реестре закупок.

Обратите внимание! Распоряжением Правительства от 27.10.2018 № 2326-р внесены изменения в Распоряжение № 824-р. Теперь с 1 ноября 2018 года через агрегатор «Березка» следует закупать только канцелярские товары. А все остальные закупки малого объема нужно будет осуществлять с 1 марта 2019 года.