Обзор нормативной базы за 17.09-23.09.2018

Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

На сайте Минфина 18 сентября появился еще один федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры», утвержденный приказом Минфина от 29 июня 2018 года, госрегистрацию в Минюсте этот приказ прошел 13 сентября.
Стандарт вступит в силу только с 1 января 2020 года. Но уже сейчас понятно, что его применение будет скорректировано изменениями в стандарт «Концептуальные основы», так как согласно пункту 2 этот стандарт применяется одновременно с «Концептуальными основами», в который Минфин до конца года, вероятно, еще внесет изменения.
Стандарт «Долгосрочные договоры» применяется в основном для отражения доходов, возникающих согласно договорам, заключенным более чем на один год. В стандарте в отдельном разделе приведен порядок признания доходов и расходов по долгосрочным договорам строительного подряда. Но в большинстве случаев «простых смертных» учреждений это не коснется.
Кроме того, стандарт не применяется в отношении договоров с заказчиками:

  • на выполнение НИОКР;
  • и цена которых определяется для отдельного отчетного периода исходя из фиксированной стоимости единицы работы (услуги), при условии, что общий объем работ (услуг) по таким договорам не определен.


В этом письме от 15.08.2018 N 02-07-05/57800 Минфин указывает, что согласно установленным правилам все кассовые документы подписывают главный бухгалтер и кассир. Руководитель расписывается в кассовых документах только в том случае, если он сам ведет кассовые операции и оформляет такие документы. Поэтому его подпись в приходном кассовом ордере ставится только при отсутствии в учреждении главного бухгалтера. Кроме того, Минфин также обратил внимание на положения стандарта «Концептуальные основы», в котором не указано, что приходный ордер должен быть подписан руководителем.

Отчетность

Приказом Федерального казначейства от 12.09.2018 № 32н установлены сроки сдачи министерствами и агентствами годовой и квартальной отчетности. Так сводный годовой отчет за 2018 год должен быть ими представлен в Казначейство, в основном, в период с 28 февраля по 25 марта 2019 года.

Судебная практика

В августе и сентябре появилось несколько интересных судебных дел, выводы которых могут пригодиться руководителям и бухгалтерам учреждений независимо от их типа.
Так, Арбитражным судом дальневосточного округа в постановлении от 22 августа № Ф03-3378/2018 рассмотрен спор государственного казенного учреждения и Управления Федерального казначейства о порядке внесения изменений в бюджетную смету.
Суд встал на сторону казенного учреждения и не усмотрел нарушения в том, что учреждение денежные средства расходовало несколько иначе, чем было заявлено в расчетах к бюджетной смете. Хотя при этом денежные средства расходовались строго в пределах одного и того же вида расхода кода бюджетной классификации и статьи сметы. Утверждения казначеев о нарушении порядка ведения бюджетной сметы суд счет недоказанным.
В другом случае Верховный суд в своем определении от 23 августа № 310-КГ18-12255 рассмотрел спор Федерального государственного казенного учреждения и УФК о:

  • принятии бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов,
  • несписании изношенных транспортных средств.


Верховный суд отказал казначейству в передаче кассационной жалобы на казенное учреждение, так как представленными документами подтверждается, что отсутствие необходимых денежных средств на ГСМ явилось следствием недоведения распорядителем в полном объеме лимитов бюджетных средств. Судом так же отклонен довод казначейства о том, что учреждением длительное время не принимаются меры по фактическому списанию изношенных транспортных средств, поскольку наличие обязательного согласования с соответствующими подразделениями вышестоящей организации в ходе проверки не устанавливалось, а также не учитывалось несение учреждением затрат на содержание указанного имущества за счет бюджетных средств.
Любопытный случай рассмотрен Арбитражным судом Центрального округа в постановлении от 28 августа по делу № А83-10612/2017.

Проверяющие финнадзора выявили незаконную выплату премий работникам учреждения. Незаконность, по мнению проверяющих, заключалась в отсутствии отчетов работников о выполнении планов работ, результатов эффективности и так далее. Проверяющие выдали предписание с требованием возместить ущерб, нанесенный бюджету. Для этого учреждение должно было предложить работникам вернуть суммы спорных премий.
Суд с подходом проверяющих финнадзора не согласился и указал, что контрольный финансовый орган может направлять предписания только по бюджетному законодательству. Например, они обязаны это сделать, когда обнаружено нецелевое использование бюджетных средств. На иные нарушения, установленные при проверке (нарушения бухгалтерского, гражданского или трудового законодательства), это право не распространяется. Кроме того, суд указал на то, что предписание должно быть исполнимо. А в данном случае требование финнадзора этому критерию не соответствует.