Обзор нормативной базы за 30.07-5.08.2018

Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

Берегите энергию!

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 № 255-ФЗ бюджетные и автономные государственные учреждения с 10.08.2018 года обязаны осуществлять информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Такое информационное обеспечение должно регулярно производиться посредством:

  • опубликования в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • организации распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области.

Ранее этим должны были заниматься только органы исполнительной власти. 

Навстречу новому году!

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2018 № 873 внесены изменения в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329).
Теперь работодатель руководителя (то есть учредитель) обязан проводить оценку эффективности работы руководителя с учетом результатов независимой оценки качества условий оказания услуг учреждением и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества условий оказания услуг учреждением (в случае проведения такой оценки). Для этого в Типовую форму трудового договора могут включаться конкретные показатели эффективности работы руководителя.
У руководителей учреждений есть 90 дней после официального опубликования документа для осмысления этих изменений, по истечении которых оно вступит в силу.
Минфин России приказом от 22.06.2018 № 144н внес новые поправки в Указания № 65н. Среди прочих изменений наиболее актуальны следующие:

  • изменены названия некоторых целевых статей;
  • введены новые КБК по субсидиям региональным и местным бюджетам за счет средств резервных фондов президента и правительства, а также по отдельным межбюджетным трансфертам;
  • дополнен перечень кодов целевых статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • появились два новых главных распорядителя средств федерального бюджета: Министерство просвещения (код главы 073) и Министерство науки и высшего образования (код главы 075);
  • дополнен новыми КБК перечень видов доходов бюджетов.

Изменения нужно применять с 31 июля 2018 года.
Минэкономразвития предложен проект перечня нормативных правовых актов, которые планируются к рассмотрению в 2019 году Правительственной комиссией по проведению административной реформы. В частности предполагается вынести на обсуждение следующие вопросы:


  • в Трудовом кодексе РФ предложено устранить: избыточное требование в части ознакомления работников обязательно именно под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; избыточное требование прекращения трудового договора с замещающим работником за день до выхода отсутствующего работника на работу; избыточное требование прекращения трудового договора с работником в связи с истечением срока его действия без возможности изменения срока действия трудового договора по соглашению сторон;
  • из Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках", предлагается устранить в числе прочего устаревшие требования о росписи в личной карточке, которые исключают возможность ведения указанного документа в электронном виде, а также требования, обязывающие работодателей скреплять сургучной печатью или опломбировать приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, оставив при этом нормы об обязательной нумерации указанных книг и заверении подписью руководителя организации или уполномоченного им лица;
  • в Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденном Постановлением Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29, предлагается рассмотреть целесообразность проведения инструктажей по охране труда на рабочих местах для офисных работников, работа которых связана с работой на ПЭВМ, поскольку, по мнению Роструда, персональный компьютер - не оборудование. Однако в законодательстве есть ссылки на то, что ПК является оборудованием.

Минтранс России распоряжением от 06.04.2018 № НА-51-р внес изменения в Методические рекомендации о нормах расхода топлива и смазочных материалов. В рекомендации добавлены нормы для некоторых моделей:

  • автомобилей ВАЗ и УАЗ. Например, Lada Kalina 219410 1.6 ВАЗ-11186 должна расходовать 8,6 л топлива на 100 км;
  • автобусов ГАЗ, МАЗ, ПАЗ. Например, автобус ГАЗ 32213 (13 мест, УМЗ-421640) должен расходовать 14,5 л топлива на 100 км;
  • грузовиков и фургонов ГАЗ. Например, ГАЗон Next C41R11 (ЯМЗ-53441) должен расходовать 17,8 л топлива на 100 км.

Данные методические рекомендации учитываются учреждениями при планировании своей деятельности. Кроме того, учредители, как правило, рекомендуют учреждениям использовать утвержденные указанным распоряжением нормы расхода ГСМ. На нормы расходования ГСМ ссылаются и суды при рассмотрении споров, подробнее об этом далее.

Бухгалтерский учет

В письме от 12.07.2018 № 02-07-10/48671 Минфин России  разъяснил особенности признания в бухучете организаций госсектора объектов учета операционной аренды при продлении договора аренды на неопределенный срок.
По мнению Минфина, в случае, если договор аренды продлен на неопределенный срок и в соответствии с условиями договора в любое время может быть расторгнут, то в целях отражения в бухгалтерском учете объектов учета операционной аренды следует принимать во внимание период бюджетного цикла (период формирования прогноза доходов от собственности) и размер арендных платежей, указанный в договоре аренды. Бюджетный цикл составляет, как правило, 3 года.
Казначейство России в письме от 13.07.2018 № 07-04-05/21-14791 представило обзор недостатков и нарушений, выявленных им при проведении контрольных мероприятий во II полугодии 2017 года. В письме в основном проанализированы нарушения, допущенные отдельными ГРБС. Но документ может быть полезен и учреждениям - получателям средств бюджета. В обзоре рассмотрены, в частности, такие случаи:

  • получатель как заказчик не обеспечил проведение строительного контроля, в результате чего принял и оплатил по КС-2 работы с завышением стоимости материалов, фактически не выполненные работы, материалы, которые не предусмотрены сметой;
  • осуществленные в текущем периоде расходы, относящиеся к следующим отчетным периодам, не учтены на счете "Расходы будущих периодов";
  • не организован забалансовый учет обеспечения исполнения обязательств в виде банковских гарантий;
  • приняты к учету документы по не имевшим места фактам хозяйственной жизни;
  • не составлены либо составлены несвоевременно первичные учетные документы по полученным товарам (работам, услугам);
  • недостоверно отражена в первичных учетных документах информация о товаре (работе, услуге);
  • данные из первичных документов несвоевременно отражены в регистрах бухгалтерского учета.

Судебная практика

ВС РФ в определении от 27.07.2018 № 310-ЭС18-13566 отказал в удовлетворении ходатайства казенного учреждения о приостановлении исполнения судебных актов. Кассационная инстанция поддержала выводы нижестоящих судов о неправомерном списании ГСМ по завышенным нормам расхода топлива в связи с осуществлением бюджетных расходов. Было указано, что бюджету нанесен ущерб, который должен быть взыскан.
УФК провело проверку учреждения по использованию средств федерального бюджета на обеспечение специальным топливом и ГСМ. При изучении путевых листов ведомство установило, что за счет завышения базовых норм расхода топлива по отдельным маркам автомобилей неправомерно списывалось топливо. Суды отклонили следующие доводы учреждения:

  • им проведена служебная проверка по установлению виновного лица в причинении ущерба РФ;
  • предъявлен иск к указанному лицу о возмещении ущерба, причиненного РФ;
  • вынесено решение о взыскании с работника ущерба в пределах среднемесячного заработка.