Концессия и стандарт

Автор:Шихов Антон
Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

Одним из направлений реформирования государственного сектора экономики является развитие концессии государственного и муниципального имущества. Данное направление развивается медленно. Вероятная причина этого - несовершенство нормативной базы. Тем не менее, недавно были внесены очередные изменения в федеральное законодательство, а Минфин утвердил соответствующий стандарт учета.

Объекты

Законодательные основы концессионных отношений регламентированы  Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ).
Концессионные соглашения могут заключаться в целях привлечения инвестиций в экономику РФ, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (ст. 1 Закона № 115-ФЗ).
Сторонами концессионного соглашения являются:

  1. концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает соответствующий орган государственной власти, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществлять уполномоченными концедентом органы и юридические лица;
  2. концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица (п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).


По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное этим соглашением имущество (объект концессионного соглашения). Объектом концессионного соглашения может выступать недвижимое имущество либо недвижимое имущество в совокупности с движимым, если они технологически связаны между собой и предназначены для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Право собственности на объект концессионного соглашения принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту). При этом концессионер обязан осуществлять строго определенные виды деятельности с использованием объекта концессионного соглашения, а концедент предоставляет концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом для осуществления данной деятельности (п. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Согласно статье 4 Закона № 115-ФЗ предметом концессионного соглашения могут быть, в частности:
  • объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;
  • объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.

Обратите внимание! Федеральным законом от 3 апреля 2018 № 63-ФЗ внесены изменения в статьи 5 и 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Теперь федеральные государственные бюджетные учреждения здравоохранения могут участвовать в обязательствах по концессионному соглашению в отношении объектов здравоохранения (в том числе предназначенных для санаторно-курортного лечения). При этом на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения имущество должно принадлежать учреждению на праве оперативного управления. В законе указано, что учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента (кроме заключения, изменения и расторжения концессионного соглашения, а также контроля за исполнением концессионером обязательств по соглашению). При этом в результате передачи указанного имущества учреждение не должно лишаться возможности вести свою основную деятельность.

Соглашение

Определение концессионера осуществляется, как правило, путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Инициирование процедуры заключения концессионного соглашения осуществляют органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в виде решений о заключении конкретных концессионных соглашений.
Если публично-правовым образованием принимается решение о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса, то оно должно устанавливать условия концессионного соглашения, порядок его заключения и требования к концессионеру.
Как правило, предметом концессионных соглашений является следующее:
  1. расходы на строительство (реконструкцию) объекта и его эксплуатацию;
  2. концессионная плата;
  3. доходы от использования объекта концессионного соглашения.

Расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению (капитальное строительство или реконструкцию) несет, как правило, концессионер, если иное не установлено соглашением (п. 12 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).
Так же концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования объекта концессионного соглашения (далее - концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования. Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения (п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Доходы от использования объекта концессии принадлежат концессионеру, если иное не установлено концессионным соглашением (п. 7 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).
Концессионные соглашения – дело новое для государственных и муниципальных учреждений. Особенно это актуально для бухгалтеров учреждений, и требует знаний не только норм законодательства, но и порядка отражения в бухгалтерском учете новых объектов учета.

Стандарт № 146н

Минфин России своим приказом от 29.06.2018 № 146н утвердил федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора «Концессионные соглашения» (далее – Стандарт КС). Документ уже зарегистрирован в Минюсте РФ 24 июля 2018 г. № 51673.
Стандарт КС будет применяться при ведении бюджетного, бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года. То есть у бухгалтеров впереди целый год, чтобы разобраться во всех нюансах концессионных соглашений.
Согласно пункту 3 Стандарта КС он применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения концессионных соглашений, если иное не установлено:
  • другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора,
  • единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Другими словами, при ведении бухгалтерского учета данный стандарт отдает приоритет Инструкции № 157н и другим инструкциям по учету для каждого типа учреждений.
В разделе II Стандарта КС достаточно подробно расписан порядок передачи и возврата имущества в случаях:
  • передачи имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления;
  • концессионного соглашения, требующего прекращения права оперативного управления в отношении имущества, находящегося у государственного (муниципального) учреждения.

В разделе III Стандарта КС раскрываются особенности отражения в учете доходов и расходов концедента, то есть учреждения или публично-правового образования, передавшего имущество в концессию.
В разделе IV Стандарта КС указывается информация, подлежащая раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.
К сожалению, ни в стандартах учета, ни в инструкциях по учету не раскрывается порядок документооборота между концедентом и концессионером, поэтому требования к представлению документов и отчетности концессионером целесообразно предусматривать непосредственно в соглашении.