Стандарты бухгалтерского учета и комиссия НФА

Дата публикации:май, 2018
Автор:Шихов Антон
Опубликовано в: Учреждения физической культуры и спорта
Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

Пока бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений мучаются с переходом на федеральные стандарты бухгалтерского учета, почти никто не заметил появление нормативной основы для создания новых полномочий коллегиального органа по поступлению и выбытию нефинансовых активов (далее – комиссия НФА). Те, кто входит в состав этого органа, будут осуществлять новые функции и в какой то мере определять «судьбу» учреждения.

Решайте вопросы вместе

Для решения различных вопросов, возникающих в ходе деятельности учреждения, в нем могут создаваться и другие коллегиальные органы, к которым относятся разного рода комиссии.
Комиссии создаются на постоянной основе, разово или при наступлении определенных обстоятельств. Работа ряда комиссий и их численность, как правило, регламентированы; в некоторых случаях порядок формирования комиссий и регламент их работы устанавливает руководитель учреждения. Из числа членов комиссии выбирается или назначается председатель, иногда – секретарь. Результатом работы комиссии являются протокол или решение, в которых формулируются выводы, рекомендации либо отражается мнение по тому или иному вопросу. Результаты работы комиссии чаще всего оформляются в письменном виде.
В учреждениях на постоянной основе, как правило, работают следующие комиссии:

  • инвентаризационная;
  • по поступлению и списанию имущества (комиссия НФА);
  • закупочные (конкурсные, аукционные, по приемке исполнения контракта и т. п.);
  • по охране труда; и др.

В названные комиссии включаются соответствующие специалисты, а вынесенные такой комиссией решения носят, как правило, юридическую силу.
При этом работа комиссии НФА, которая должна трудиться в каждом учреждении на постоянной основе, нередко носит формальный характер. И совершенно напрасно!


Требование Единого плана счетов к работе комиссии

Формальность подхода к работе комиссии НФА, скорее всего, вытекает из положений инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Заниматься рутинной работой по констатации фактов и оформлению «бумажек» – дело невероятно скучное…
Напомним, что в силу п. 25 Инструкции № 157н в каждом государственном (муниципальном) учреждении (независимо от его типа) должна быть создана комиссия НФА. Члены этой комиссии должны принимать решения в отношении объектов основных средств в разные моменты их использования в деятельности учреждения:

  • при определении текущей рыночной стоимости (п. 34 Инструкции № 157н);
  • при определении срока полезного использования (п. 44);
  • при уточнении срока полезного использования (п. 44).

Такое «комиссионное» определение рыночной стоимости наиболее актуально при поступлении основных средств по договору дарения в целях их принятия к бухгалтерскому учету.
Кроме того, согласно п. 46 Инструкции № 157н процедура прикрепления жетона или нанесения краской (иным способом) присвоенного объекту основных средств инвентарного номера должна производиться материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии НФА.
В соответствии с п. 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется, как правило, на основании решения постоянно действующей комиссии НФА, оформленного оправдательным документом (актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) или иным документом, предусмотренным учетной политикой учреждения).
В Инструкции № 157н нет указания о том, в какой момент комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов должна выносить свои решения. Может сложиться впечатление, что комиссия должна созываться для принятия соответствующих решений каждый раз при совершении определенных хозяйственных операций с основными средствами, а именно:

  • при поступлении объектов;
  • после формирования первоначальной стоимости объекта при постановке на балансовый учет;
  • в случае необходимости отнесения объектов к особо ценному движимому имуществу (далее – ОЦДИ).

Но все эти операции могут происходить в разное время. Следовательно, для принятия решения по одному и тому же объекту комиссии, возможно, придется собираться несколько раз. Для упорядочивания работы комиссии рекомендуется разработать и утвердить соответствующее положение, которое может войти в состав учетной политики учреждения.
На практике часто бывает, что в состав комиссии включают секретаря, водителей, рядовых специалистов, которые в лучшем случае лишь ставят подпись под заранее подготовленным документом. Квалифицированным специалистам и представителям аппарата управления учреждения некогда отвлекаться на такую «мелочь». Все вышесказанное «навевает тоску» и нужно, пожалуй, только бухгалтеру.

Стандарты «изгоняют скуку»

С 1 января 2018 года вступили в силу федеральные стандарты «Основные средства» (утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н, далее – СГС ОС) и «Обесценение активов» (утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н, далее – СГС ОА), в которых комиссии НФА отводится особая роль.

Стандарт «Основные средства»

Напомним, что для целей бухгалтерского учета в момент принятия основного средства на баланс необходимо определить и указать в первичных документах срок его полезного использования.
Так, согласно п. 44 Инструкции № 157н сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен.
Срок полезного использования объектов основных средств для начисления амортизации определяется исходя из информации, содержащейся в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Кроме того, по объектам, включаемым в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп. По объектам, отнесенным в десятую амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Министров СССР от 22.10.1990 № 1072. Если в этих постановлениях нет точной информации, то применяются рекомендации, содержащиеся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества.
В случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, как уже отмечалось выше, определяются на основании решения комиссии НФА с учетом особенностей. Комиссия определяет также сроки полезного использования в случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе при проведенных достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации.
Отчасти применяемое в СГС ОС понятие «срок полезного использования» совпадает с терминологией Инструкции № 157н.
Однако теперь СГС ОС введены дополнительные условия для определения срока полезного использования. Так, в соответствии с п. 35 СГС ОС срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в активе, признаваемом объектом основных средств.
Очевидно, что понятия «выгода» и «полезный потенциал» весьма субъективны и крайне зависимы от уровня осведомленности, образования и квалификации тех, кто будет давать такую оценку объектам основных средств. Поэтому при принятии решения членам комиссии НФА следует быть весьма осторожными, а все принятые решения фиксировать документально. Аналогичные положения содержатся и в Письме Минфина РФ от 15.12.2017 № 02 07 07/84237 о применении СГС ОС. В этом письме сообщается, что срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, и (или) на основании решения комиссии НФА и в соответствии с п. 35 СГС ОС.
В силу СГС ОС с 1 января 2018 года стало возможным начисление амортизации на структурную часть объекта основных средств отдельно от амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств). Об этом говорится в п. 40 СГС ОС. Там же указано, что для целей начисления амортизации субъект учета согласно решению комиссии НФА распределяет стоимость объекта основных средств, состоящего из таких частей, между его частями. При этом срок полезного использования и метод начисления амортизации структурной части объекта основных средств могут совпадать соответственно со сроком полезного использования и методом начисления амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств). В случаях, установленных учетной политикой субъекта учета, при определении суммы амортизации таких частей они объединяются. А в случае, когда субъект учета отдельно начисляет амортизацию по структурным частям объекта основных средств, по иным частям, составляющим совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств), амортизация начисляется самостоятельно. Соответствующие положения содержатся и в Письме Минфина РФ № 02 07 07/84237. Но в данном письме сказано, что начисление амортизации на структурную часть объекта основных средств отдельно от амортизации иных частей объекта, составляющих совместно с ним единый объект имущества (единый объект основных средств) независимо от того, что объект имеет один инвентарный номер, является правом субъекта учета.
Все рассмотренное выше принципиально ничего не меняло в работе комиссии НФА. Однако с этого года в связи с введением федеральных стандартов учета члены комиссии НФА наделяются новыми полномочиями.
Напомним, что в силу п. 8 СГС ОС материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.
При этом в СГС ОС не уточняется:

  • на какую перспективу должен быть сделать такой прогноз;
  • в чем должна выражаться экономическая выгода;
  • следует ли как то документировать результаты такого прогноза для целей учета.

Тем не менее установление соответствия материальной ценности указанным критериям станет важной задачей работы комиссии НФА.
Так, согласно п. 35 СГС ОС в целях выявления объектов основных средств, которые в ходе владения (пользования) перестали соответствовать критериям активов, комиссией субъекта учета при проведении инвентаризации определяются статус объекта, характеризующий его состояние (в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т. п.), и целевая функция (эксплуатируется, подлежит ремонту (восстановлению)).
Кроме того, если по объектам основных средств комиссией НФА установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), то они подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания).
В Письме Минфина РФ № 02 07 07/84237 отмечается: когда материальные ценности, признанные для целей бухгалтерского учета в составе объектов основных средств, изменили исходя из новых условий их использования свое первоначальное назначение (первоначальную целевую функцию), по решению комиссии субъекта учета такие объекты основных средств реклассифицируются в иную группу основных средств или в иную категорию объектов бухгалтерского учета (например, в материальные запасы). А материальные ценности, принятые к учету в составе основных средств, в отношении которых комиссией субъекта учета установлена невозможность (неэффективность) получения экономических выгод и (или) полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод (извлечение полезного потенциала), подлежат отражению на забалансовых счетах рабочего плана счетов учреждения.
Вероятно, решение соответствующей комиссии станет основанием для отражения в учете операций по реклассификации основных средств, то есть для перевода их из одной учетной группы в другую.
Также в Письме Минфина РФ № 02 07 07/84237 сообщается, что комиссия НФА составляет акт о списании (ф. 0504104), в котором должно быть указано основание для принятия решения о прекращении использования объекта основных средств.

Стандарт «Обесценение активов»

СГС ОА применяется при ведении бухгалтерского учета учреждениями с 1 января 2018 года, его положения учитываются при составлении отчетности за 2018 год.
В тексте СГС ОА комиссия НФА не упоминается, но это не означает, что ее членам не придется вникать в положения данного стандарта. СГС ОА предполагает, что субъектом учета будут приниматься определенные решения в ряде случаев. А кто будет принимать такие решения от имени субъекта учета, то есть учреждения? Ответ очевиден – комиссия! И лучше всего это сделает именно комиссия НФА.
Например, в п. 8 СГС ОА перечислены внутренние признаки обесценения актива. В частности, существенное долгосрочное изменение в степени или способе использования актива, произошедшее в течение отчетного года, может стать следствием принятия решения:

  • о выбытии актива ранее ожидаемого срока владения и (или) использования такого актива субъектом учета;
  • о существенном уменьшении срока полезного использования актива.

А такие решения согласно Инструкции № 157н может принимать только комиссия НФА.
В соответствии с п. 10 СГС ОА в случае выявления любого из признаков обесценения актива, которые ранее не являлись основанием для признания его обесценения, субъекту учета нужно принять решение о необходимости определения справедливой стоимости актива. Справедливую стоимость наиболее достоверно определит комиссия НФА.
А в пункте 13 СГС ОА указано, что при принятии решения об определении справедливой стоимости субъектом учета одновременно оценивается необходимость корректировки в отношении актива оставшегося срока его полезного использования. И снова наиболее взвешенное решение может принять комиссия НФА.
СГС ОС предусмотрены и другие случаи принятия решения субъектом учета, которые входят в компетенцию комиссии НФА.

Сказанного выше вполне достаточно, чтобы стало очевидным:
с 1 января 2018 года по многим вопросам деятельности «судьба» учреждения – в руках комиссии НФА.
Следовательно, в состав этой комиссии должны входить серьезные специалисты, готовые дать профессиональную оценку всему, что касается объектов основных средств и других нефинансовых активов. Иными словами, в состав комиссии целесообразно включить таких специалистов, как главный инженер, главный бухгалтер, руководитель или его заместитель, кроме того, руководителей подразделений и ведущих специалистов.
Принимаемые комиссией НФА решения о соответствии материальных ценностей критериям, необходимым для отражения их на балансовом учете, во многом будут определять финансовое положение государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Ведь финансовое обеспечение выполнения госзадания осуществляется с учетом, в частности, расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. В свою очередь, согласно Постановлению Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений в состав такого имущества включается имущество, учитываемое на балансе.
Получается, если комиссия НФА своим решением установит, что какое либо имущество не соответствует критериям основного средства и, следовательно, не подлежит учету на балансе, то учреждение не сможет получать финансовое обеспечение на содержание такого имущества. И это уже не мелочь!