Обзор нормативной базы за 28.05-03.06.2018

Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

Старое новое

В Федеральный закон «О бухгалтерском учете» ожидаются любопытные изменения:
Во-первых, часть изменений посвящена вопросам создания двух самостоятельных экспертных органов: совета по стандартам бухгалтерского учета и совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов.
В числе полномочий данных органов: проведение экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета на предмет их соответствия законодательству о бухгалтерском учете и бюджетному законодательству соответственно, а также соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета; обеспечения единства системы требований и условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов, а также отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.

То есть, вероятно, стандарты для государственных и муниципальных учреждений будет принимать новая комиссия.

Во-вторых, предлагается наименование «организации государственного сектора»  заменить на «организации бюджетной сферы».

Но до 2010 года все государственные и муниципальные учреждения принято было относить именно к бюджетной сфере. После 2010 года активно стали внедрять понятие «госсектора». Несмотря на кажущуюся незначительность такой перемены, она может породить «снежный ком», если не лавину, последующих изменений в нормативных актах. Даже в принятых стандартах учета используется словосочетание «государственный сектор», а это  значит, что соответствующие  изменения  пойдут по новому кругу.

В-третьих, проектом также предлагается закрепить в законе обязательность требований главного бухгалтера, иного должностного лица на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, для всех сотрудников экономического субъекта.

Эта норма совсем-совсем недавно была убрана из Закона о бухучете, и вот ее возвращают обратно. Вероятно, для всех лучше, когда главбух – главный и все обязаны его слушаться.

Бухгалтерский учет

В своем письме от 19.04.2018 № 02-07-05/26416 Минфин напомнил, что в соответствии со статьей 26 СГС "Аренда" объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования или в рамках договоров аренды (имущественного найма), предусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости, отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен, - как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях. При этом далее указано, что нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету в государственном секторе не предусмотрено исключений при отражении операций по безвозмездному пользованию имуществом в части требования об определении справедливой стоимости объектов учета аренды. И затем Минфин, ссылаясь на статью 421 ГК РФ, согласно которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора, считает целесообразным возможность заключения иного вида договора. Например, договора оказания услуги по предоставлению помещения для проведения спортивных мероприятий.
Другими словами, в письме от 19.04.2018 № 02-07-05/26416 Минфин учит, как обойти положения СГС «Аренда»! То есть, стандарты учета, только для стандартного подхода к решению проблем. Но учит Минфин плохо, так как в верности «нестандартного» подхода нужно будет убедить не только контрольные органы и налоговую. Еще бы понять: в чем отличие пользования от услуг по предоставлению…
В другом своем письме от 24.04.2018 № 02-07-10/27705 Минфин дал разъяснения автономному учреждению об отражении автономным учреждением в бухучете объектов недвижимого имущества по актуализированной кадастровой стоимости.
Минфин указывает, что обязательные общие требования к бухгалтерскому учету организациями госсектора, включая и автономные учреждения, объектов недвижимого имущества, которые были признаны в составе основных средств до 01.01.2018, не предусматривают отражения автономными учреждениями в бухучете таких объектов по их актуализированной кадастровой стоимости. При этом Минфин сообщает, что  положения пунктов 57 - 61 СГС «Основные средства» раскрывают особенности отражения в бухучете объектов недвижимого имущества, которые до даты первого применения СГС «Основные средства» не учитывались в составе основных средств.

Минфину, конечно, виднее, но в пунктах 57-61 СГС «Основные средства» про ОС, учтенные до 01.01.2018, не говорится. Также есть сомнения в том,  что налоговая согласится с таким «подходом» - в НК об этом ни словечка.
На этой неделе Минфин в своем письме от 08.05.2018 № 02-07-05/30993 об отражении бухгалтерских записей на лицевой стороне авансового отчета (ф. 0504505). Так, по мнению Минфина,  бухгалтер отражает на лицевой стороне авансового отчета (ф. 0504505) в графах 1-3 корреспонденции о расходах, целесообразность которых подтверждают документы подотчетного лица и которые учреждение принимает к учету. Так же Минфин считает, что в этих графах допустимо делать дополнительные бухгалтерские записи по сумме выданных (полученных) авансов.

Закупки

Правительство РФ постановлением от 29.05.2018 № 608 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2013  № 1005.
Теперь часть 1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе (в ред. Федерального закона № 267-ФЗ), вступающая в силу с 1 июня 2018 года, предусматривает, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ.
А частью 8.1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ (в ред. Федерального закона № 504-ФЗ) с 1 июля 2018 года установлено требование о том, что информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Соответствующие поправки внесены в Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий и в Правила формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.