Стандарты учета и отчетности: плюс шесть!

Автор:Шихов Антон
Направление: Бюджетные учреждения Медицинские учреждения Вузы НИИ

В мае появилось еще шесть стандартов учета для организаций государственного сектора экономики. Теперь всех стандартов для госсектора стало четырнадцать! А следующая «порция» стандартов, вероятно, будет осенью.

Нумерология

Зима давно уже прошла и забыта, но ее суровое дыхание бухгалтера госсектора чувствовали всю весну…

Зарегистрированные в мае Минюстом приказы Минфина «родились» еще зимой. Примечательно, что день 30 декабря 2017 года стал «сакральным», ведь именно в этот день Минфин подписал приказы:

  • № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2018 № 51123);
  • № 275н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2018 № 51124);
  • № 277н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах» (Зарегистрировано в Минюсте России 23 мая 2018 г. № 51159).

Согласно пункту 2 всех приказов названные стандарты применяются учреждениями всех типов с 1 января 2019 года и при составлении отчетности за 2019 год.
Напомню, что ранее в этот день Минфин уже принимал приказ № 278н об утверждении стандарта «Отчет о движении денежных средств».
«Сакральность» последних дней декабря в 2016 году выпадала на 29 и 31 декабря, когда были утверждены первые семь стандартов учета.
Еще три приказа, зарегистрированные Минюстом в мае, были подписаны Минфином в конце февраля текущего года:

  • от 27 февраля № 32н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2018 N 51122);
  • от 28 февраля № 34н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 мая 2018 г. Регистрационный № 51145);
  • от 28 февраля № 37н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Зарегистрировано в Минюсте России 23 мая 2018 г. N 51158).

Стандарт «Доходы» вступает в силу с 2019 года, а стандарты  «Непроизведенные активы» и «бюджетная информация» - с 2020 года.
В последнее время за Минфином наблюдается странная «любовь» к крайним датам месяцев.
Скорей всего на этом «дыхание» прошлой зимы закончится. Теперь согласно приказу Минфина от 28 февраля  (сакральная дата!) 2018 года № 36н следует ожидать следующих приказов об утверждении очередных стандартов, которые, вероятно, будут подписаны Минфином в июне-августе этого года. Но увидим мы из, скорей всего, осенью.

«Стандартные» группы

Все «стандартные» приказы Минфином условно можно разделить на три группы:
первая – о контроле: от 29 декабря 2016 года № 250н «Об утверждении общих требований к стандартам осуществления внутреннего государственного финансового контроля» и № 251н «Об утверждении стандарта осуществления внутреннего государственного финансового контроля «Принципы осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля»;
вторая – об учете: стандарты «Основные средства», «Аренда», «Обесценение активов», «Учетная политика», «Событие после отчетной даты», «Непроизведенные активы», «Доходы»;
третья – об отчетности: «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Информация о связанных сторонах», «Отчет о движении денежных средств», «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Стандарт «Концептуальные основы» универсален и регулирует как вопросы учета, так и отчетности.
«Контрольные» стандарты содержат в основном общие фразы и декларации. Кроме того, возможно, что они будут изменены, если будет принята новая редакция Бюджетного кодекса. В настоящее время раздел о контроле в проекте БК активно переписывается и обсуждается законодателями.
Об «учетных» стандартах уже много сказано и написано. Почти дословно содержание стандартов повторено в последней редакции Инструкции № 157н и инструкций по бухучету для каждого типа учреждений. Наиболее важные вступившие в силу изменения в учете учреждений госсектора подробно обсуждены в экспертном сообществе.
А вот третья группа стандартов, посвященная отчетности, тщательному анализу еще не подвергалась: все таки учет надо вести каждый день и он «ближе к телу», а отчетность случается потом… Поэтому об отчетности «по стандарту» далее скажем чуть подробнее.

«Стандартная» отчетность

Очевидно, что отчетность за 2018 год будет последней, формировавшейся «по-старому», без учета стандартов.
В настоящий момент стандарты «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Информация о связанных сторонах», «Отчет о движении денежных средств», «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» во многом перекликаются с содержанием Инструкции по бухгалтерскому учету для автономных и бюджетных учреждений № 33н и Инструкции о бюджетной отчетности № 191н. Поэтому, вероятно, что в новой редакции этих инструкции они существенно «похудеют». То есть вся «теоретическая» часть будет содержаться в стандартах, а в инструкциях останется только «практика» - порядок формирования отчетных форм. 

Стандарт № 278н
Отчет о движении денежных средств в составе бухгалтерской и бюджетной отчетности уже давно известен бухгалтерам учреждений госсектора.
Стандарт лишь уточняет некоторые термины и порядок раскрытия информации о денежных потоках в пояснениях к отчетности.

Стандарт № 260н

Стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» вступил в силу с 1 января 2018 года. Поэтому, очевидно, что ожидаемые изменения в Инструкции № 191н и № 33н должны учитывать требования данного стандарта.
В этом стандарте содержатся общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержанию показателей, срокам ее сдачи и основным отчетным формам: балансу, отчету о финансовых показателях и пояснительной записке.

Стандарт № 277н

Стандарт «Информация о связанных сторонах» устанавливает порядок раскрытия в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о юридических и (или) физических лицах, на деятельность которых субъект отчетности способен оказывать влияние и (или) способных оказывать влияние на деятельность субъекта отчетности (то есть - связанные стороны), а также об операциях со связанными сторонами.
Согласно пункту 11 Стандарта в пояснениях к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются, в частности виды операций со связанными сторонами, осуществленных в отчетном периоде, в том числе:
а) безвозмездное перечисление (передача) активов;
б) предоставление (получение) кредитов, займов, ссуд;
в) реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг;
г) операции с иным государственным (муниципальным) имуществом;
д) прочие операции.
При этом так же раскрывается информация об основных условиях операций со связанными сторонами каждого вида с указанием отличий условий таких операций от условий аналогичных фактов хозяйственной жизни (операций) с юридическими (физическими) лицами, которые не являются связанными сторонами субъекта отчетности.
Однако Стандарт не требует раскрывать информацию об операциях со связанными сторонами субъектом отчетности в случае выполнения им возложенных на него полномочий и (или) функций в отношении организаций государственного сектора, которые являются для субъекта отчетности связанными сторонами.

Стандарт № 37н

Стандарт «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» посвящен раскрытию бюджетной информации, то есть бюджетных назначений исполнения бюджета и утвержденных показателей плана ФХД государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, иных плановых показателей деятельности бюджетного, автономного учреждения, утвержденные на соответствующий год. Примечательно, что такая информация в Едином плане счетов сформируется в основном на 500-х счетах «Санкционирование расходов».
Другими словами,  учет на 500-х счетах получил свой стандарт!
Именно об этом и сказано в пункте 9 стандарта № 37н: формирование систематизированной бюджетной информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется на счетах бухгалтерского учета раздела "Санкционирование расходов экономического субъекта" рабочего плана счетов субъекта учета на основании требований настоящего Стандарта.
Примечательно, что стандарт устанавливает отдельные требования для раскрытия бюджетной информации для каждого всех участников бюджетного процесса, а также бюджетных и автономных учреждений.
Заключение
Вероятно, новой редакции инструкций по отчетности осталось ждать недолго. Но прежде надо будет сдать отчетность за 2018 год, а затем, перейдя с 1 января 2019 года на применение стандартов в бухгалтерском (бюджетном) учете, уже формировать новую «стандартную» отчетность!