Изменения в учете: все только начинается!

Автор:Шихов Антон
Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

Интрига последних недель немного разрешилась – Минфин издал, а Минюст зарегистрировал приказы по изменениям в инструкции по учету для организаций госсектора. И, хотя еще нет приказов по изменениям в инструкции по первичке и отчетности, но уже можно сделать предварительный анализ внесенных изменений, с которыми придется работать бухгалтерам.

Труды Минфина

Приходит время, когда кажется, что раньше и трава была зеленее, и небо голубее, и так далее. В государственных и муниципальных учреждениях еще работают достаточно молодые бухгалтеры, которые помнят серую небольшую книжицу, в которой содержались все требования к бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. И в ней счетов для учета хозяйственных операций – всех вместе на все случаи жизни для всех учреждений – было не более двухсот. Конечно, вопросы регулирования бухучета содержались и в других книжицах и инструкциях, но ответы на самые важные вопросы бухгалтер всегда мог найти в одной единственной. В настоящий момент Минфин делает все, чтобы «старые добрые времена» вспоминались с особым благоговением.
В 2010 году Минфин из одной инструкции по бюджетному учету сделал четыре: одну «базовую» и по одной для каждого типа учреждений. В этом году Минфин пошел дальше и «раздробил» требования к бухучету в госсекторе уже на восемь нормативных документов! Теперь, некоторые положения из инструкций изъяты, чтобы не было повторов с аналогичными положениями в стандартах учета, на которые в инструкциях даны ссылки – это СГС «Концептуальные основы», СГС «Аренда», СГС «Основные средства» и СГС «Обесценение активов». Действующих в настоящее время стандартов для госсектора, конечно, больше, но на них в инструкциях Минфин пока не ссылается.
Если учесть, что в планах Минфина принятие в этом году новых стандартов учета, то можно предположить, что в следующем году количество нормативных актов, регулирующих бухучет в госсекторе, увеличится до 16, потом до 32, потом… в прогрессии.
Другими словами, это раньше инструкция по учету могла быть настольной книгой бухгалтера, а теперь впору заводить отдельный шкаф с «трудами» Минфина! Только будет ли бухгалтер все эти труды читать?... Или бухгалтеры в учреждениях скоро переведутся?...
Эх, а ведь когда-то и трава была зеленее, и лето жарче, и изменения в учете происходили так часто.

Компромисс Минюста

В окончательной редакции, то есть после госрегистрации в Минюсте, тексты приказов Минфина по изменениям в инструкции по учету стали стройнее и несколько упорядоченнее.
Уточнено, что все приказы «применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 года». Данная формулировка лукавая, так как нет конкретики, поскольку:
во-первых, согласно п. 7 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухгалтерском учете «в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения». То есть, чтобы не утратить «сопоставимость» изменять ранее принятую на 2018 год учетную политику нехорошо. Кроме того, в 2018 году начинают формировать политику на 2019 год;
во-вторых, в приказах не говорится об отчетности. Ведь согласно Инструкции по бюджетной отчетности № 191н и Инструкции по бухгалтерской отчетности № 33н отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. То есть, даже если – предположим, приказы следует применять ретроспективно (то есть задним числом) - то менять остатки, образованные за прошлый отчетный период на 1 января 2018 года, вроде и не требуется.
Короче, вопрос! Но не будем придираться. Вероятно, Минюст пошел на компромисс и указал в приказах наиболее подходящую фразу. Остается надеяться, что туман вокруг даты применения данных изменений в бухучете рассеется, когда появятся изменения в инструкции по отчетности.

Заметки на полях

Введенные приказами в инструкции по учету новые бухгалтерские проводки в отрыве от форм отчетности рассматривать неинтересно. Да и особо нового приказы ничего не привнесли – все предлагаемые записи почти дословно повторяют соответствующие положения стандартов «Основные средства», «Аренда», «Обесценение активов». Так же уже ставший «родимым пятном» инструкций по учету – это отсутствие указаний на первичные документы-основания для совершения соответствующих записей. То есть некоторые указания есть, но хотелось бы конкретнее и чтобы вся «первичка» была перед глазами. Но приказа по изменениям в первичку пока нет.
Поэтому далее рассмотрим некоторые изменения, которые содержатся в «концептуальной» для бухучета в госсекторе инструкции – Инструкции по применению единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).
Тихой сапой в бухучет госсектора проникла концессия, точнее – объекты учета и расчеты. Согласно п. 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество…, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), …, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Напомню, что недавно в Закон № 115-ФЗ были внесены изменения, касающиеся учреждений здравоохранения – об этом упоминалось в обзоре за 2-8 апреля 2018 года. Актуальность концессии для государственных и муниципальных учреждений – тема отдельная. Но раз о ней упоминается в Едином плане счетов, то к изучению концессии надо отнестись внимательно.
Согласно пункту 2 Инструкции № 157н она теперь применяется одновременно с СГС «Концептуальные основы». То есть следить за изменениями в бухучете станет сложнее – нужно отслеживать изменения сразу в двух нормативных актах. Напомню, что летом Минфин планирует внести изменения в СГС «Концептуальные основы». Бухгалтера-то всякое стерпят, беспокоит только – не запутался бы сам Минфин.
Любопытное уточнение внесено в пункт 3 Инструкции № 157н. Абзац четырнадцатый указанного пункта изложен в новой редакции:

«при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам - не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы (принцип осмотрительности)».

То есть в этот раз Минфин расшифровал суть приоритетного признания расходов и обязательств над активами и доходами: не занижать и не завышать. Это, конечно, хорошо. Хотя, например, в форме баланса 0503130 или 0503730 видно, что счетов по активам гораздо больше, чем по обязательствам.  Другими словами, сведения об имуществе и дебиторах более актуально, чем о кредиторах и результатах. А если проанализировать все изменения в инструкциях по учету, то они больше касаются активов и доходов, чем обязательств и расходов. Жаль, что Минфин никак не высказался в отношении прогнозных показателей и разных экономических выгод – вероятно, к ним правило о незавышении/незанижении относится.

Заключение

При всей многостраничности изменений в инструкции по учету отметим, что не все из них касаются учреждений. Большинство изменений адресованы органам исполнительной власти (учредителям). Учреждения могут взять на вооружения некоторые введенные счета только в случае возложения на них соответствующих полномочий или функций.
Вводя в свой рабочий план счетов те или иные счета, бухгалтерам учреждений следует внимательно изучить нормативные документы, которые устанавливают порядок выполнения государственного (муниципального) заданий, условия предоставления субсидий, устав учреждения. При этом важно помнить, что до конца года нормативно-правовая ситуация существенно изменится, а «апрельские» приказы, вероятно, не последние нормативные документы в этом году, которые изменят порядок ведения бухучета в организациях госсектора.