Обзор нормативной базы за 16.04 - 22.04.2018

Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

Сборник

Минфин России на своем сайте 17 апреля опубликовал сборник методических материалов «Управление общественными финансами: международный опыт реализации принципов лучшей практики». Сборник объемный – 600 стр. Но он может быть полезен тем, кого интересуют ближайшие перспективы и тенденции развития госсектора.
Текст сборника написан доступным русским языком, читается легко. Даже просмотр текста дает немало поводов для размышлений. При желании можно уделить немного времени на разделы:
  • Бюджетное планирование,
  • Бухгалтерский учет в государственном секторе,
  • Информационные технологии в бюджетном процессе,
  • Бюджетные реформы и условия их проведения.

В текстах содержатся интересные наблюдения и оценки различных решений в области управления государственными финансами.
Существенным недостатком сборника является полное игнорирование российской и советской истории управления государственным бюджетом.
Данный сборник предназначен для работников органов государственного и муниципального управления, а также для представителей депутатского корпуса, участвующих в распределении бюджетных средств. Издание подготовлено в рамках проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации».

Невозвратные билеты

С 1 января 2019 года вступит в силу Федеральный закон от 18.04.2018 № 73-ФЗ «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Согласно Закону № 73-ФЗ со следующего года стоимость невозвратного билета можно будет вернуть только в случаях:

  • внезапной болезни пассажира или совместно следующего с пассажиром члена семьи (супруга, родителя (усыновителя) или ребенка (усыновленного);
  • смерти члена семьи либо травмирования пассажира в результате несчастного случая, подтвержденными соответствующими документами;
  • отмены отправления поезда или задержки отправления поезда либо непредоставления пассажиру места, указанного в таком проездном документе (билете).


Данным законом в обязанность перевозчика (уполномоченного им лица) вменено информирование пассажира том, что он при приобретении невозвратного билета в поезд дальнего он принимает все риски в здравом уме и твердой памяти.
Можно предположить, что невозвратные билеты создадут немало проблем бухгалтерам.
С одной стороны, возможна экономия расходов на командировки. Предполагается, что такие билеты будут дешевле возвратных. С другой стороны, придется учитывать риски отмены командировки или ее переноса. В таких случаях сдать билет и вернуть деньги не получится. И куда относить «убыток» от невозвратного билета, если командировка сотрудника сорвалась? Вероятно, будут какие-то разъяснения Минфина об этом.

Закупки

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 444 внесены изменения в Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Начиная с 24 апреля 2018 года, в частности, в целях информационного взаимодействия федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) устанавливает состав, порядок направления и подписания информации (к этой информации относятся: наименование товара, работы, услуги, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, информация, содержащая описание товара, работы, услуги, и справочная информация) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими формирование и (или) ведение соответствующих информационных систем, а также государственную регистрацию товаров в установленной сфере деятельности.
В случае отсутствия в Общероссийском классификаторе единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) единицы измерения, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о включении в описание товара, работы, услуги, уполномоченный орган направляет в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение ОКЕИ, обращение о включении такой единицы измерения в ОКЕИ. При этом до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ такая единица измерения включается в описание товара, работы, услуги и считается временным значением.

Исполнение бюджета

С 23 апреля 2018 года согласно приказу Минфина России от 23.03.2018 № 52н пользоваться «Электронным бюджетом» для смет на 2018 год нужно лишь федеральным казенным учреждениям.
Федеральные казенные учреждения с помощью «Электронного бюджета» должны будут не только формировать и вести сметы, но и утверждать их. У региональных и местных КУ такой обязанности пока нет.
Отчетность
Казначейство России в письме от 28.03.2018 № 07-04-05/02-5171 «О порядке применения кодов бюджетной классификации» разъяснило, что  в целях корректного составления бюджетной отчетности по состоянию на 1 апреля 2018 г. необходимо применять следующие коды видов доходов:
  • 048 1 12 01041 01 6000 120 «Плата за размещение отходов производства (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)»;
  • 048 1 12 01042 01 6000 120 «Плата за размещение твердых коммунальных отходов (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)».

Федеральное казначейство в своем письме от 03.04.2018 № 07-04-05/07-5686 разъяснил порядок составления и представления квартальной отчетности в 2018 году. В указанном письме сообщено, что при составлении бюджетной отчетности по состоянию на 1 апреля 2018 года не требуется представление следующих отчетных форм:

  • Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
  • Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).


При этом Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191), Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192) представляются в установленном порядке.
Кроме того, при заполнении Сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164) необходимо руководствоваться положениями совместного письма Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 19.03.2018 № 02-06-07/16938/07-04-05/02-4382.
В совместном письме от 19.04.2018 Минфина России № 02-06-07/26400 и Федеральное Казначейство № 07-04-05/7273 в дополнение к ранее изданным совместным письмам Минфина России и Федерального казначейства от 19.03.2018 № 02-06-07/16938 / 07-04-05/02-4382 и от 22.03.2018 № 02-06-07/18181 / 07-04-05/02-4689 дали пояснения к формированию:

  • Отчета ф. 0503737
  • Сведений ф. 0503296 и ф. 0503295
  • Расшифровок задолженностей ф. 0503191, ф. 0503192, ф. 0503193.

К письму приложен список ГРБС со значительным объемом дебиторской задолженности на 1 января 2018 года.
Согласно письму Минфина России от 21.03.2018 N 21-08-08/17814 главный бухгалтер подписывает бюджетную отчетность дважды в случае, когда в учреждении одно и то же лицо осуществляет полномочия главного бухгалтера и руководителя финансово-экономической службы. Данное требование о подписании отчетности дважды должно быть исполнено и в том случае, когда она представляется в электронной форме.

Судебная практика

Интересное дело рассмотрено в Апелляционное определение Ростовского областного суда от 27.02.2018 по делу № 33-3330/2018.
Согласно материалам дела, организацию оштрафовали за нарушение трудового законодательства. Далее работодатель решил привлечь виновного специалиста по управлению персоналом к материальной ответственности. Суд с действиями работодателя не согласился.
Суд определил, что административный штраф нельзя признать прямым действительным ущербом, который должен возместить работник. Иначе работодатель фактически будет освобожден от обязанности по уплате штрафа, а это противоречит целям наказания.