Апрельские изменения в учете

Автор:Шихов Антон
Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

31 марта Минфин утвердил два приказа по изменениям в бухгалтерском (бюджетном) учете государственных и муниципальных учреждений. Появление этих приказов можно было бы счесть за первоапрельскую шутку, так как их уже никто не ждал. Такие приказы были бы кстати в конце прошлого года и январе нынешнего.

Ребус!

Содержание приказов Минфина от 31 марта 2018 года по изменениям в Инструкцию № 157н (приказ № 64н) и изменениям в Инструкцию № 162н (приказ № 65н) не стало чем-то новым и революционным, так как все изменения почти дословно повторяют соответствующие положения федеральных стандартов учета «Основные средства», «Аренда» и «Обесценение активов».
Однако остается загадкой, покрытой мраком, применение этих приказов! Приказы Минфина, скорей всего, вступят в силу по истечении десяти дней после прохождения госрегистрации в Минюсте России. Но это не дает однозначного ответа о начальной дате их применения!
Во-первых, вероятно в скором времени Минфин утвердит приказы по изменениям в Инструкцию № 174н для бюджетных учреждений и Инструкцию № 183н для автономных учреждений. Уже очевидно, что эти инструкции вступят в силу позднее, чем Инструкции № 157н и № 162н. Возникает вопрос: а как быть финансовым органам при консолидации бюджетов, если подведомственные учреждения разных типов начнут применять изменения в разные сроки? Какую отчетность соберут учредители, когда четыре месяца учет велся по-старому, а теперь почти по середине реки нужно менять коней?
Во-вторых, Минфин не утвердил изменения в Инструкции № 33н и 191н по бухгалтерской и бюджетной отчетности. Ввести новые объекты учета и бухгалтерские записи – дело хоть и непростое, но технически несложное. А вот внести изменения в формы отчетности, а затем увязать все показатели как внутри форм, так и между формами – гораздо сложнее! Как долго Минфин будет раскачиваться с приказами о внесении таких изменений?... Кроме того, напомним, что с 1 января 2019 года вводятся новые коды КОСГУ и другие изменения бюджетной классификации. Если Минфин внесет изменения в отчетности в текущем году, то вначале следующего ему придется все отчетные формы и увязку между ними пересматривать заново! При этом даже страшно предположить сколько уйдет времени на отладку всех огрехов в инструкциях и настойку бухгалтерских программ, чтобы через несколько месяцев пережить этот «ужОс» еще раз! Может быть Минфин не станет спешить и спокойно, но качественно подготовит приказы по отчетности и введет их с 1 января 2019 года?...
В-третьих, пока появление новых объектов учета и новых проводок не обеспечено появлением новых первичных документов и формированием адекватного документооборота. Если учреждения решатся применять изменения в учете до появления соответствующих нормативных документов, то им придется в спешном порядке переписывать свою учетную политику, придумывать формы первички и организовывать документооборот. Все это требует профессиональных навыков и немалого времени. Где его взять?
Вопросы, вопросы, вопросы…
Пока очевидно только одно: вероятность того, что входящие остатки на 1 января 2018 года, придется менять с учетом стандартов - стремится к нулю. Для этого нет нормативного обоснования. «Новая жизнь» для бухгалтеров и учреждений наступит, скорей всего, с 1 января 2019 года. Если Минфин не будет тянуть с соответствующими приказами.

Неизбежность

Как бы то ни было со сроками применения изменений согласно Приказам № 64 и 65н, а также с утверждением Минфином изменений в инструкции по отчетности и первичке, но уже сейчас можно назвать основную «заботу» бухгалтеров в этом году.
Примечательной «новацией» федеральных стандартов стало усиление роли комиссии по поступлениям и выбытиям нефинансовых активов в деятельности учреждений в целом. А решения этой комиссии станут основанием для отражения в учете очень важных событий хозяйственной жизни.

Теперь уже в этом году комиссия НФА должна принимать решения, в частности о:

  • соответствии объектов основных средств критерия балансового учета;
  • распределении стоимости объекта основных средств, состоящего из таких частей, между его частями;
  • выбытии актива ранее ожидаемого срока владения и (или) использования такого актива субъектом учета;
  • существенном уменьшении срока полезного использования актива.

Кроме того, комиссия НФА должна принимать решение о сроке полезного использования исходя из ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в активе, признаваемом объектом основных средств. Но ни в стандартах, ни в обновленной редакции Инструкции № 157н не уточняется:

  • на какую перспективу должен быть сделать такой прогноз ожидаемого срока?
  • в чем должна выражаться экономическая выгода?
  • следует ли как-то документировать результаты решения комиссии для целей учета?

Тем не менее поиск ответов на поставленные вопросы станет важной задачей работы комиссии НФА.
При этом, если объекты основных средств, по которым комиссией НФА установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), то они подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания.
С этого года принимаемые комиссией НФА решения во многом определяют финансовое положение государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Ведь объем финансового обеспечение выполнения госзадания рассчитывается с учетом, в частности, расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. В свою очередь согласно Постановлению Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 при определении перечней ОЦДИ автономных или бюджетных учреждений в состав такого имущества включается имущество, учитываемое на балансе. То есть, если согласно решению комиссии НФА какое-либо имущество не соответствует критериям основного средства и, следовательно, не подлежит учету на балансе, то учреждение не получит финансовое обеспечение на содержание такого имущества.

Заключение

Применение стандартов учета – дело весьма ответственное. А применение изменений в бухгалтерском и бюджетном учете согласно приказам Минфина с каждым годом становится «увлекательным» ребусом со многими неизвестными.