Централизация учета: перспективы светлые, путь извилист!

Автор:Шихов А.Ю.
Направление: Бюджетные учреждения

Много зарабатывать и экономно тратить – мечта не только любого взрослого человека трудоспособного возраста. О своих больших доходах и скромных расходах заботиться финансовый орган бюджета любого уровня. В последнее время для сокращения бюджетных расходов наиболее активно используется централизация различных функций государственных и муниципальных учреждений.

Цели Минфина

Минфин уже давно подбирается к заветной цели по централизации управленческих полномочий.
Еще в 2009 году на семинаре-совещании руководителей финансовых органов субъектов РФ «Задачи финансовых органов субъектов РФ по обеспечению исполнения бюджета в условиях кризиса», который проходил 18-19 марта 2009 года в городе Туле, было объявлено о необходимости новых подходов к централизации бухгалтерского учета. На этом мероприятии руководитель Федерального казначейства Артюхина Р.Е. сказала: "Бюджетный учет, как и вообще учет для каждого юридического лица, - это дорогое удовольствие. Требуются профессионалы. Поэтому только через централизацию учета, через программное обеспечение, централизующее этот учет на уровне муниципальных районов, можно решать вопросы по качественному составлению отчетности". Потом эта мысль не раз проходила красной нитью во многих других его выступлениях.
В 2016 году в Уфе 7-8 июля состоялся Всероссийский семинар-совещание с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации по теме «Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2017–2019 годы». С материалами этого мероприятия можно познакомиться на сайте Минфина в разделе «Деятельность/Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями». Об опыте оптимизации расходов и централизации бухгалтерского учета в 2016 году поделилась заместитель губернатора Вологодской области В.Н. Артамонова. В своем выступлении В.Н. Артамонова сообщила об оптимизационных мероприятиях, которые состояли из следующих направлений:

  • оптимизация структуры органов государственной исполнительной власти;
  • сокращение численности гражданских государственных служащих;
  • передача непрофильных функций органов исполнительной власти специализированным учреждениям.


А необходимость дальнейшей оптимизации расходов потребовало решения ряда задач по реализации проекта централизации учета:

  • унификацию и стандартизацию учетных процессов, повышение качества ведения учета и составления отчетности на основе единой методологии;
  • унификацию порядка проведения контрольных мероприятий;
  • автоматизацию бюджетного (бухгалтерского) учета на основе современных программ и технологий, унификацию требований к программному обеспечению;
  • сокращение затрат на ведение учета;
  • повышение прозрачности учетных процессов;
  • повышение скорости выполнения учетных функций путем формализации документооборота.

В Вологодской области в 2016 году планировалось завершить перевод государственных казенных учреждений на обслуживание в централизованные бухгалтерии, а в 2017 году – государственных бюджетных и автономных учреждений.
По мере накопления органами власти опыта возникла и необходимость создания нормативной основы для реализации ими соответствующих функций. Так на федеральном уровне «первой ласточкой» стало внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ об установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году согласно Федеральному закону от 14.11.2017 № 315-ФЗ. Теперь в БК РФ предусмотрена законодательная норма о централизованном ведении бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности Федеральным казначейством. А в соответствии с постановлением Правительства от 30.12.2017 № 1705 Федеральное казначейство осуществляет полномочия Федеральной службы по аккредитации по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, а также по начислению и оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей. Кроме того, в 2017 году был проведен ряд совместных организационных, методических и технологических мероприятий как на уровне центральных аппаратов ведомств, так и их территориальных органов с целью передачи с 1 января 2018 года Федеральному казначейству указанных полномочий в полном объеме.
Вот и в разделе «Цель III» Публичной декларации целей и задач Минфина России на 2018 год указано, что в текущем году финансовое ведомство нацелено, в частности, на:

  • создание в Федеральном казначействе единого центра компетенций по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной и иной отчетности;
  • выработка предложений по систематизации функций (полномочий) ФОИВ и подведомственных им учреждений, оптимизации их состава, численности и расходов на содержание.


Вероятно, в случае успеха данного пилотного проекта в 2019 году Федеральное казначейство «примет в свои объятия» и другие федеральные органы исполнительной власти. А затем опыт федералов по централизации полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности будет реализовываться и на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ.

Риски централизации

Переход на централизованное ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности – дело непростое. Та же В.Н. Артамонова на семинаре–совещании в Уфе в своем выступлении называла основные проблемы при централизации учета:

  • вопросы внутреннего финансового контроля и аудита при осуществлении бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерией;
  • формирование единого электронного хранилища документов с учетом сканированных образцов первичных документов;
  • отдельные вопросы учета и отчетности, связанные со спецификой выполняемых органами власти функций: администрирование кассовых поступлений;

  1. учет денежных документов;
  2. формирование и хранение отчетности на бумажном носителе;
  3. учет бюджетных обязательств.

Кроме того, существуют и определенные риски для бюджетов – ведь в случае передачи учетных функций на федеральный уровень, некоторые регионы, в которых расположены федеральные учреждения, не досчитаются части доходов в виде налоговых поступлений.
Как скоро произойдет «всеобщая» централизация бухучета предсказать невозможно, но в некоторых источниках называются сроки в 5-6 лет.
Переход от «традиционного» ведения бухгалтерского учета к централизованному вызывает, конечно, много сомнений, но причин для беспокойства нет!

Новый уровень


В случае передачи учреждением полномочий по бухучету в централизованную бухгалтерию у руководителя остается выбор:

  1. приобретать специальные знания самому и вникать во все изменения законодательства;
  2. во всем довериться специалистам ЦБ.

На первое руководитель вряд ли решится – у него и других дел хватает. На второе пойдет с большой неохотой. Но есть и другой вариант! Руководитель может организовать в учреждении управленческий учет и поручить его ведение «бывшему» главному бухгалтеру.
Так как финансовое состояние учреждения теперь во многом зависит от данных бухгалтерской отчетности, то его руководителю необходимо трезво и обдуманно подходить к подписанию форм отчетности. Желательно проверить основные показатели отчетности, подготовленной специалистами ЦБ, до ее подписания и при необходимости потребовать корректировки отдельных показателей.
Возможность ведения управленческого учета в учреждении нужно предусмотреть в учетной политике или ином локальном акте. Например, в учетной политике нужно указать: какая информация собирается при ведении управленческого учета, предусмотреть документооборот по сбору такой информации, а в должностных инструкциях специалистов закрепить соответствующие обязанности.
Таким образом, при правильной организации управленческого учета опытному бухгалтеру будет куда приложить свои умения и навыки в случае, когда часть полномочий по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности будет передано в централизованную бухгалтерию или в казначейство.
В свою очередь, создание управленческого учета сформирует спрос, в частности, на программное обеспечение с новым набором функций и задач! В таких ПО будет больше:

  • аналитической информации о потребностях структурных подразделений,
  • сведений о прогнозируемых расходах и предполагаемых доходах,
  • возможностей по работе с персоналом, 
  • контрольных функций за результатами деятельности.

Поэтому, с большой долей вероятности, можно предположить, что в ближайшие 3-5 лет сформируется новый, во много уникальный спрос на рынке ПО для государственных и муниципальных учреждений.
Специалисты компании «Первый БИТ» уже сейчас готовятся к изменениями.

Линейка программных продуктов компании будет востребованы государственными и муниципальными заказчиками при любой централизации учета и оптимизации организаций госсектора! В следующих статьях мы подробнее остановимся на полезных программных продуктах, необходимых учреждению после централизации.

Мы поддержим вас и создадим наиболее комфортные условия для управления учреждением!