Аренда: в госзадании и по стандарту

Автор:Шихов Антон
Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

Государственные и муниципальные учреждения для достижения своих целей арендуют и сдают в аренду различные основные средства. Устоявшиеся за многие годы арендные отношения требуют пересмотра в связи с вступившим в силу с 1 января 2018 года федеральным стандартом учета «Аренда». Однако вопросов, связанных с арендой, хватает и без него.

Аренда в задании

В условиях сокращения доходности бюджетов и нестабильной экономической ситуации органам исполнительной власти управлять результатом деятельности государственных и муниципальных учреждений становится все сложнее. Поэтому в настоящее время все отчетливее ощущается смена курса от управления результатом к усилению контроля расходов на всех уровнях бюджетной системы. Пример тому – изменения в Порядок формирования госзадания, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Порядок № 640). Такие изменения были внесены постановлением Правительства от 13.09.2017 № 1101.
Одно из изменений уточняет порядок учета затрат на аренду имущества государственными учреждениями. Теперь, если учреждение арендует имущество, то ему нужно понимать, что затраты на аренду движимого имущества, не отнесенного к ОЦДИ (пп. «б» п. 19 Порядка № 640), и недвижимого имущества (пп. «б» п. 20 Порядка № 640), а также ОЦДИ (пп. «в» п. 20 Порядка № 640), учитываются в нормативных затратах при условии, если такое имущество:

  1. необходимо для выполнения госзадания;
  2. не закреплено за федеральным автономным или бюджетным учреждением на праве оперативного управления.

Отметим, что формулировки Порядка № 640 в редакции Постановления № 1101 об отнесении затрат на аренду допускает неоднозначное толкование.
То есть нет ясного понимания того, как и кем будет определяться необходимость аренды того или иного имущества при выполнении госзадания – учредителем или самим учреждением? Поскольку Постановлением № 1101 не предполагается введение какой-то процедуры, осуществляемой учредителем или учреждением, по оценке необходимости аренды какого-либо имущества, то на практике это, скорее всего, приведет только к спорам с проверяющими органами.
Можно предположить, что авторы этой фразы хотели сказать о том, что затраты на аренду имущества учитываются в составе нормативных затрат в случае, если учреждение берет в аренду то имущество, которое ему нужно для выполнения госзадания, и при этом его нет в наличии у учреждения (то есть имущество не учтено в балансе на праве оперативного управления). Если такое предположение верно, то основным условием аренды имущества государственным учреждением для выполнения госзадания становится отсутствие у него права оперативного управления на такое имущество.

Стандарт № 258н

Федеральный стандарт учета «Аренда» утвержден приказом Минфина от 31.12.2016 года № 258н и вступил в силу 1 января 2018 года.
Стандарт «Аренда» распространяется на:
  1. государственные (муниципальные) учреждения, органы государственной власти (государственные органы), местного самоуправления, управления государственных и территориальных внебюджетных фондов РФ;
  2. иные организации, осуществляющие в соответствии с бюджетным законодательством РФ бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению, представлению бюджетной отчетности.

Согласно пункту 2 Стандарта «Аренда» он применяется при получении (предоставлении) во временное пользование имущества, в том числе на безвозмездной основе, при раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об этих объектах, если иное не установлено другими применяемыми федеральными стандартами и (или) иными применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность.
Следовательно, с 1 января 2018 года в арендных отношениях приоритет имеют иные действующие нормативные акты, в том числе Инструкция по применению Единого плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. То есть Стандарт «Аренда», так же как и стандарт «Основные средства», применяется в части, не противоречащей Инструкции № 157н,
Положения Стандарта «Аренда» не относятся к аренде закрепленного  государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций) (п. 7 Стандарта № 258н).
В соответствии с пунктами 8 и 9 Стандарта «Аренда» признаются арендными отношениями безвозмездная передача:

  • имущества между субъектами учета с сохранением за правообладателем права оперативного управления;
  • субъекту учета имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, органом, уполномоченным на управление таким имуществом, кроме случаев закрепления на праве оперативного управления.


Договоры лизинга так же относятся к арендным отношениям, при этом вид арендных отношений и необходимость отражения активов на балансе у лизингополучателя (арендатора) либо лизингодателя (арендодателя) определяется на основании признаков, перечисленных в Стандарте «Аренда», вне зависимости от условий определения балансодержателя объекта лизинга, установленных по взаимному соглашению сторон в договоре лизинга, в том числе заключенному до вступления в силу данного Стандарта (п. 5 Стандарта № 258).

Что делать?

Начиная с этого года, порядок отражения расчетов по договорам аренды, отражение соответствующих доходов и расходов в бухгалтерском учете учреждений может существенно измениться.
В целях подготовки на переход к применению Стандарта «Аренда» в учреждении необходимо проверить все соглашения об аренде, в которых учреждение выступает как арендодателем, так и арендатором. Исключение - акты учредителя о закреплении имущества в оперативное управление. Каждое такое соглашение требуется классифицировать согласно Стандарту «Аренда» в качестве операционной или финансовой аренды согласно указанным в нем признакам.
Затем нужно внимательно изучить содержание каждого договора с целью определить срок аренды, общий объем обязательств перед арендодателем или обязательств арендатора, процентные ставки для расчета расходов (доходов), наличие условной арендной платы в соглашении. Если какие-либо условия договора аренды, нужные для его правильного отражения в учете отсутствуют, то необходимо с юридической службой  внести соответствующие изменения в такие договоры. Так как договоры могут требовать согласования с учредителем, то начинать такую работу надо заранее.
Кроме того, рекомендуется разработать типовые договоры об аренде, если учреждение часто выступает в роли арендодателя.

Более подробную информацию о Стандарте «Аренда» и о том, как перейти на него узнаете на вебинаре 25 апреля 2018 года. Ознакомиться с программой вебинара вы можете здесь.