Обзор нормативной базы за 26.03-01.04.2018 г.

Направление: Бюджетные учреждения Вузы Медицинские учреждения НИИ

Новый стандарт!


Минюст России 26 марта 2018 года за № 50501 зарегистрировал приказ Минфина России от 31.12.2017 № 278н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств».
Согласно пункту 2 данного приказа Стандарт  «ОДДС» применяется государственными и муниципальными учреждениями с 1 января 2019 года с отражением в отчетности так же за 2019 год, за исключением ряда положений, которые вступят в силу с 2020 года.
Обратите внимание! В соответствии с подпунктом а) пункта 19 Стандарта «ОДДС» в составе учетной политики учреждения должно быть раскрыты используемые подходы для:

  • определения структуры денежных средств и их эквивалентов;
  • классификация денежных потоков, неуказанных в Стандарте «ОДДС»;
  • осуществления пересчета в рубли величины денежных потоков в иностранной валюте;
  • а так же другие пояснения, необходимые для понимания информации представленной в Отчете о движении денежных средств.


Другими словами, бухгалтеру государственного и муниципального учреждения уже в конце этого года нужно выбрать или придумать соответствующие подходы при формировании данных бухгалтерского учета о движении денежных средств, а затем все эти подходы описать в учетной политике на 2019 год!


Контроль

Правительство РФ постановлением от 24 марта 2018 года № 325 внесло изменения в порядок проведения участниками бюджетного процесса федерального уровня внутреннего финансового контроля и аудита, утвержденного постановлением Правительства от 17.03.2014 № 193.
Изменений много! Отметим лишь то, теперь проведение внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита взаимоувязано с достижением целевых значений показателей качества составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учёта и составления бюджетной отчётности.
Например, при проведении аудита нужно  давать оценку риска искажения бюджетной отчетности.
Такая оценка осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:

  • существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);
  • вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Также установлен порядок оценки возможности возникновения бюджетных рисков – событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур.

Минфин России в письме от 27.03.2018 № 09-02-10/19405  дал разъяснения о порядке применения пункта 5 статьи 78 и пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В письме сообщается, что  обязательным условием предоставления субсидий ЮЛ, ИП и ФЛ, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным соглашениям о предоставлении субсидии, является согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на осуществление проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.

По мнению Минфина России, согласие на проверку не подлежит включению в договоры (соглашения), заключаемые получателями субсидий с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в рамках предоставления субсидий на возмещение фактически произведенных затрат (недополученных доходов).
Также данные требования не распространяются на договоры (соглашения), заключаемые с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которыми являются государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставном (складочном) капитале.
Соответствующие положения пункта 5 статьи 78 и пункта 3 статьи 78.1 БК РФ вступили в силу с 1 января 2018 года.


Исполнение бюджета


Минфина России в письме от 19.03.2018 № 09-07-07/16802  пояснил осуществление территориальными органами Федерального казначейства операций по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате работникам бюджетных (автономных) учреждений пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и иным выплатам, не указанным в статье 129 ТК РФ, в период приостановления операций на лицевых счетах бюджетного (автономного) учреждения.

Минфин России  пояснил, что:

  • при нарушении бюджетным учреждением сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа Федеральное казначейство приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника;
  • исключение составляют, в том числе, операции по исполнению платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование.
  • сумма расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и иным выплатам, осуществляемым за счет средств ФСС РФ, по своей экономической сути являются суммой страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Следовательно, территориальным органам Федерального казначейства возможно осуществлять операции в период приостановления операций на лицевых счетах бюджетного (автономного) учреждения при предоставлении платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Минфин России в письме от 27 февраля 2018 года № 02-05-11/12228 разъяснил применение новых подстатей КОСГУ государственными и муниципальными учреждениями.
Минфин сообщает, что введенные приказом Минфина от 27.12.2017 № 255н подстатьи КОСГУ используются только в целях ведения бюджетного учета, бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями, формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Применение данных кодов в целях составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, формирования Планов ФХД государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов не предусматривается.


Отчетность

Приказ Минфина от 7 марта 2018 года № 42н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н»  зарегистрирован в Минюсте РФ 28.03.2018 №  50553.
На сайте Федерального казначейства в разделе «Документы/Учет и отчетность» размещены обновленные контрольные соотношения показателей  для форм бюджетной (бухгалтерской) отчетности по состоянию на 28.03.2018
В отчетности бюджетных и автономных учреждений уточнены соотношения показателей Отчета ф. 0503737. А в Отчете ф. 0503721 показатель в графе 4 строки 104 теперь требует пояснения. Ранее наличие показателя было недопустимо. Кроме того в графе 5 сведений о движении нефинансовых активов учреждения ф. 0503768 по всем строкам кроме 150 и 151 можно указать значение показателя меньше нуля. Однако такое значение потребуется пояснить. Есть и другие изменения.
В бюджетной отчетности изменений гораздо меньше. В основном они  затрагивают только отчетность главных распорядителей бюджетных средств. Получателям теперь необходимо обратить внимание на то, что в ф. 0503168  показатель в графе 5 по всем строкам, кроме 150, 151 и 440, может быть меньше нуля, но это требует пояснений. Ранее отрицательный показатель был в этой графе недопустим.

Минфин России в письме от 02.03.2018 № 02-06-10/13462 пояснил порядок  отражения задолженности учреждения, не востребованной кредитором.
По мнению Минфина кредиторская задолженность, числящаяся на соответствующих счетах аналитического учета счетов 20511 "Расчеты с плательщиками налоговых доходов", 20521 "Расчеты с плательщиками доходов от собственности", 20531 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг", 20541 "Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия", 20561 "Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование", которая может быть возвращена только по заявлению кредитора (носит заявительный характер), признается текущей краткосрочной задолженностью.

Прекращение учета задолженности учреждения, не востребованной кредиторами, которая носит заявительный характер, отраженной на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами", осуществляется на основании решения комиссии учреждения (инвентаризационной комиссии) ввиду завершения срока исковой давности.

На сайте Минфин 28 марта 2018 года по адресу Минфин России/Деятельность/Бюджет/Бюджетная классификация Российской Федерации/Методический кабинет  размещена Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2019 года.


Закупки


ФАС России в письме от 14.03.2018 года № РП/16764/18 разъяснил условия  выполнения заказчиком требований об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во-первых,  Законом № 44-ФЗ установлено, что такое решение заказчика не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) одним из указанных в данной статье способов.
Во-вторыхдатой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте. А в случае невозможности получения указанного подтверждения либо информации датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, в том числе, если тридцатый день приходится на нерабочий день.
В-третьих, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Первым днем начала исчисления десятидневного срока будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. На одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. Если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Налоги

ФНС России в письме от 05.03.2018 года № СД-4-3/4226@ сообщило порядок исправления первички путем составления документа с тем же номером и датой.
По мнению налоговой службы первичный документ можно исправить, оформив новый экземпляр с тем же номером и датой. При этом в нем обязательно должны быть указаны порядковый номер исправления и его дата.
Другой способ исправления первички заключается в корректировке самого документа, в котором выявлена  ошибка.